АКСПОН ДИРЕКТ—АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ
224
223
•сознании человека как самоочевидная истина, как А. Эта истина имеет «аксиоматический» характер именно (и только) в силу этого мил­лиардного повторения. Такое понимание ма-тематич. А. снимает с них печать необоснован­ности, случайности и произвольности.
АКСИО'Н ДИРЕ'КТ (франц. action directe)— •см Прямое действие. ' «АКСИО'Н ФРАНСЕ'З» («Action francaise»)—
1)  орган франц. монархистов-националистов, выходящий ежедневно в Париже с 1908. Редак­тируется Леоном Додэ и Ш. Моррас. При не­значит, тираже (30 т.) пользуется известным влиянием в реакционных кругах франц. оо-ва.
2)  Монархическая и националистическая орга­низация («лига»), основанная в 1905 и возгла­вляемая Шарлем Моррас, Леоном Додэ и др. Лига имеет боевую орг-цию, т. н. «камло дю руа», состоящую преимуш. из молодежи из среды крупной буржуазии и из б. дворянских семей. «А. ф.» активно борется с компартией и др. рабочими орг-циями.
АКСОЛОТЛЬ—очень крупная личинка (го­ловастик) мексиканской саламандры-ямб.и*с».о-мы*, живет в воде, дышит жабрами. Несмот­ря на свое личиночное состояние, А. обладает •способностью размножаться (см. Неотения). Во взрослое состояние аксолотль переходит ред­ко, только вследствие неблагоприятных обсто­ятельств, напр. при высыхании бассейнов воды, в которых он водится.
А К-С У (белая вода)—название многих гор­ных рек Ср. Азии и Кавказа, наиболее извест­ны 1) приток озера Балхаш, берет начало с Джунгарского Ала-Тау. Дл. 256 км. 2) Приток Тарима, берущий начало с Тянь-шаня. 3) При­ток Куры, используемый для искусственного орошения.
АКТ—1) всякое действие лица, совершае­мое по его воле. 2) В философии Ари-с т о т е л я—осуществление свойств, вначале данных в потенции (возможности). 3) В пра-
в е__действие, влекущее юридич. последствия,
в частности—облеченное в письменную форму действие гос. органа, влекущее за собой воз­никновение известных правоотношений или констатирующее факт, имеющий юридическое значение (А. законодательный, нотариальный, акты гражданского состояния, протокол).— 4) В англ. прав е—название закона, во­шедшего в силу по прохождении всех установ­ленных инстанций (т.н. парламентский А.). о( Действие, отдельная часть драмы, от­деляемая от др. частей перерывом, т. н. а н-трактом.
дКТЕР— участник театрального представле­ния, изображающий одно из действующих лиц •спектакля. В отличие от деятелей большинства друг, искусств, А. пользуется как материалом своими собственными психофизиология, дан­ными: выразительностью своего лица, голоса, телодвижений и т. п. Другая особенность его искусства состоит в том, что оно является кол­лективным, требующим согласованности дей­ствий (игры) всех участников спектакля. Дал^е в те эпохи, когда главной задачей А. была наиболее выразительная передача словесного текста драмы, актер являлся не простым «ис­полнителем» роли, но и в известной степени подлинным творцом ее. По-своему восприняв образ действующего лица, намеченный драма­тургом лишь в словах, актер превращал его в живой, видимый сценический образ. Были мо­менты в истории театра, когда диалог действую-
щих лиц импровизировался актерами сообраз­но заранее установленного сценария (см. Ко­медия масок).
Следует отличать А.-профессионала от испол­нителя той или иной роли в спектакле, для к-рого театральная работа не является основ­ною (напр. А.-любитель, участник самодеятель­ного театра и др.). В эпоху возникновения те­атра в древней Греции исполнители ролей не бы­ли профессионалами. А.-профессионалы в дре­внегреческом театре появляются лишь впослед­ствии когда начинает порываться связь между театром и религиозным культом. Общественное положение А. менялось на протяжении всей истории театра. В древней Греции актер поль­зовался общественным уважением. В древнем Риме положение А. значит, ухудшилось: этой профессией там занимались преимущест. ино­земцы и вольноотпущенники. В средние века почти не существовало профессиональных А. В конце средневековья и в эпоху Реформации, когда церковь вела борьбу со светской куль­турой, светский театр считался нечестивым де-лОм, а ремесло А., большинство которых вело странствующий образ жизни, считалось унизи­тельным. Античный и средневековый театр не знал женщин-актрис, они появляются лишь в Италии в эпоху Возрождения; еще в англий­ском театре эпохи Шекспира женские роли ис­полняются мужчинами. Победившая буржуа­зия дала все гражданские права А., но в быту осталось не мало предрассудков, направленных
против А.
Октябрьская революция подняла на ооль-шую высоту значение актера, введя его в ряды строителей социалистической культуры, в ряды пропагандистов, воспитателей широких масс рабочего и крестьянского зрителя.
АКТИ'В—1) в бухгалтерии, часть баланса предприятия, включающая все виды матери­альных ценностей (денег, товаров и др.) или долговых требований по отношению к третьим лицам. 2) Наиболее деятельная часть общест­венной организации, партии и т. п.
АКТИВАТОРЫ—вещества, усиливающие дей­ствие ферментов или даже вызывающие его.
АНТИВИ'РОВАНИЕ, стимулирование или би-онтизация семян—возбуждение и повышение жизнедеятельности семян и развивающихся из них растений, получаемые или путем нама­чивания семян в слабом растворе солей мар­ганца, магния, калия, натрия и др., спирта, или воздействием электрич. тока, ультрафио-тетовых лучей и некоторых других раздра­жителей. Работы проф. Максимова и др. под­тверждают возможность А. и его практического применения при условии опытного выяснения для каждой местности и растения рода и коли­чества активирующего вещества.
АКТИВИ'РОВАННЫЙ У ГОЛЬ—особым обра­зом обработанный уголь, обладающий высокой способностью поглощать газы и взвешенные вещества (распыленные мелкие частицы твер­дых и жидких тел в газах и твердых—в зкид-костях), а также являющийся катализатором (см. Катализ) для ряда газовых реакций. 1 ото-вится из древесного, бурого или каменного угля, торфа и различных отбросов путем пере­гонки и окисления при высокой темп-ре (до 1 000°) с помощью перегретого водяного пара или газа, кислот, щелочей, солей, металлов и пр Обесцвечивающий А. у. применяет­ся для обесцвечивания растворов сахара, спир­та, масел и др., конденсационный—для



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.