255                                      александрийская эпоха—Александрович                                     256
источник зла; 2) новопифагорейство, в к-ром бо­льшую роль играло умозрительн. исследование мистических свойств чисел; 3) иовоплатонизм, основ. Аммонием Саккасом; гл. представителем его был Плотин. А. ф. оказала большое влия­ние на христианское богословие и мистику.
АЛЕКСАНДРИ'ЙСКАЯ ЭПОХА—термин идеей листическ. истории, означающий в умственной ' жизни древнего мира эпоху с 3 в. до хр. э. по
7 в. хр. э.,когда мелодународно-экономический и культурный центр древнего мира переместился на В.—преимущ. в Александрию. А. э. делят на 2 периода: эпоху Птолемеев (306—30 до хр.э.)—-расцвет античного торг.капитала,преимущ. гре­ческого, в вост. бассейне Средиземного м., и греч. образованности в смешении с вост. культурами (см. Эллинизм), и эпоху от завоевания Алексан­дрии римлянами в 30 до хр. эры до разрушения ее арабами в 642. Отличит, чертой последнего периода является создание богословских школ, в основе к-рых лежит сочетание античной фи­лософии с еврейско-христианскими учениями.
АЛЕКСАНДРИ'ЙСКИЙ Л И С Т—листочки гл. обр. 2-х видов рода кассии, Cassia, подсем. це-зальпиниевых. Лекарственное растение* (таб­лица I/За). Родом из вост. Африки, Аравии и Индостана. Высушенные листья раньше получа­лись через Александрию, откуда и название А. л. Применяется как слабительное в виде отвара или настоя, к-рый в смеси с другими вещества­ми дает слабительное—«венское питье». Так же, как листья, применяются и плоды этих расте­ний—бобы, обычно неправильно наз. стручками.
АЛЕКСАНДРИ'ЙСКИЙ СТИХ —франц. две­надцатисложный стих; в рус. стихосложении— шестистопный ямб с цезурой после третьей сто­пы и со смежной рифмовкой. Напр.: «Угрймый сторона муз|, гонитель давний мой, Сегодня рас­суждать! задумал я с тобой» (Пушкин).
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР—один из ста­рейших русских театров. Построен итал. ар­хитектором Росси в Петербурге в 1832. Воз­никший как придворный театр, А. т. скоро на­чал отражать в своем репертуаре и стиле по­становок растущее влияние буржуазии, однако в то лее время вплоть до революции в нем со­храняется струя придворного театра. Особенно резко это сказалось на стиле актерского испол­нения (Каратыгин и др.). В своем развитии А.т. вбирал в себя и др. течения, не чуждаясь даже декадентства предреволюционного времени. В 190818 на сцене А. т. был осуществлен ряд постановок Мейерхольда.
После революции А. т. (получивший название Гос. академич. театра драмы, ныне Государствен­ный театр драмы-) долго оставался на позициях аполитичного академизма. С 1926 театр посте­пенно переходит к пьесам сов. драматургов, в наст, время составляющим его основной ре­пертуар. Для стиля соврем, постановок этого театра характерен эклектизм. В 1932 праздно­вался столетний юбилей А. т.
АЛЕКСАНДРИ'Т драгоценный камень, разность хризоберилла, зеленого цвета, но мо­жет менять цвет на красный, оранжевый или изумрудно-зеленый, в зависимости от того, под каким углом падает на него свет (см. Трихроизм).
8 вечернем освещении—фиолетовый. Встречает­ся в слюдяном сланце изумрудных копей Урала.
АЛЕКСАНДРИ'Я—1) Йскандерье—гор. и крупный порт на Средиземном м. в Египте, в дельте Нила; соединен каналом (Махмудье) и ж. д. с Каиром. Крупный торг. ц. Египта, тор­говля хлопком, колониал. продуктами, ману-
фактурой. Через А. проходит почти вся внеш­няя торговля Египта. В 1928 обороты порта—■ 1о млн. т. Быстрый рост нас: в 1907—354т. ж., в 1927—573 т. ж. Арабский ун-т,ин-т гидроло­гии и много др. научных ин-тов.
И с т о р и я. А. основана Александром Макс-Сонским в 331 до хр. э., была столицей государ­ства Птолемеев (306—30 до хр. э.), в эпоху элли-низма и в римскую эпоху была экономии, и культурным центром Средиземного моря, свя­зывавшим греко-римский Запад с культурами Вс стока (откуда термин Александрийская эпоха). Важным центром А. оставалась и при арабах. С открытием морского пути в Индию (1498) А. при­ходит в упадок; оживает с прорытием Суэцкого канала (1869). 2) Гор., р. ц. Днепропетровской обл. УССР, ст. ж. д.; 12,9 т. ж. (1931). Механич. завод, мельницы, маслобойни. В окрестностях ломки гранита.
АЛЕКСАНДРОВ—гор., р. ц. на Ю. ИПО. узел ж. д.; 15,2 т. ж. (1931). Бумаготкацкая ф-ка; з-ды стекольной, аптекарской посуды, спирто-водочный. В эпоху опричнины (16 в.(А л е к-сандровская слобода, местопребыва­ние Ивана Грозного, при к-ром здесь возникла 1-я типография.
АЛЕКСАНДРОВ, Иван Гаврилович (р. 1875)— инлеенер, один из крупнейших в СССР специа­листов по гидротехническим соорул^ениям и ирригации. Автор схемы проекта Днепростроя; в начале работ состоял главным инженером Днепростроя. С 1921 член президиума Госпла­на СССР. Принимал деятельное участие в ра­ботах ГОЭЛРО, в 1920—в разработке вопросов районирования Сов. Союза. В наст, время член коллегии Наркомзема, начальник Нижневол-гопроекта (Камышинская гидростанция и ирри­гация Заволжья), главный инженер Чирчик-проекта (гидростанция в Средней Азии). Член Всесоюзной академии наук (с 1932).
АЛЕКСАНДРОВ—см. Ольминский, М. С.
АЛЕКСАНДРОВ-ГАЙ село Новоузенского р-на, в вост. части НВК, конечный пункт ж.-д. линии; 8 т. ж. Через А.-Г. проектируется неф­тепровод ЭмбаСаратов; мельницы, элеватор; заготовки хлеба; фруктовые сады.
АЛЕКСАНДРОВИЧ, Андрей (род.1906)—бело­русский пролет, поэт; сын ремесленника. Член КП(б)Б; член ЦИК БССР. Печатается с 1921. Один из орг-торов лит. объединения «Малад-няк», затем был членом БЕЛАПП. В стихах А. начального периода, четко передающих ритм гор. жизни, преобладающее место занимает те­ма восстановления заводов и фабрик. Эта тема неразрывно переплетается с воспеванием Октя­бря. В произведениях этого периода А. однако несвободен еще от мелкобуржуазного индиви­дуализма и некоторых ошибок националистич. характера. В реконструктивный период А. один из первых перестраивает свое творчество в соответствии с задачами соц. реконструкции. А. сумел показать не только соц. стройку [сб. стихов «Угрунь» (Бегом)], но и процессы пе­ределки человеческой психики (стихотв. ро­ман «Нараджэньне чалавека»). Действенной и глубокой сатирой он беспощадно бичует клас­сового врага (поэма «Цеш на сонцы»). В пос­ледней стихотворной пьесе «Напор» А., пока­зывая соц. методы работы на производстве, борьбу комсомола на фронте соц. строительства, успешно преодолевает элементы схематизма и упрощенчества, присущие нек-рым его прежним произведениям. Стихи А. переведены на рус, польский, узбекский, болгарский и евр. языки.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.