347
АНАНЬЕВ-АНАРХИЗМ
348
Америка. Разводится в теплых странах Азии, Африки и Европы. Сочные ароматич. плоды А. съедобны. Из листьев при иных приемах куль­
шнхся в гос. орг-цию победителей и стремив­шихся вернуться к до государственному свобод­ному состоянию. Такая борьба, хотя и ведется за уничтол;ение гос-ва, тем не менее не имеет ничего общего с современным А., к-рый являет­ся социальным продуктом капиталистич. об-ва. Развитие капитализма связано с отрывом мил­лионов людей от докапиталистических форм производства, т. е. от ремесла, самостоятельно­го крест, х-ва и т. д. и с переводом этих миллио­нов на рельсы орг-цин человеческого труда, свойственной развитому капиталистич. об-ву-При этом капитализм быстрей разлагает и раз­рушает докапиталистин.способы производства и отрывает от них людей, чем вовлекает их в ор­биту капиталистич. производства. Основным классом, на к-ром болезненней всего отражает­ся этот процесс,является экспроприируемая ка­питализмом мелкая буржуазия. А. и является прежде всего движением и идеологией этих ра­зоряемых слоев мелкой бурлсуазии, мелкобур­жуазной интеллигенции, люцпенпролетарских слоев рабочего класса и нек-рых слоев рабочего класса, еще не порвавших с мелкой буржуа­зией. Этим объясняется тот факт, что в странах быстрого капиталистич. развития, как Англия. САСШ, Германия, А. не играл никогда значит, роли, и он, наоборот, имел несравненно боль­шее влияние и распространение в странах мед­ленного капиталистич. развития и огромного удельного веса мелкой бурл:уазии, как Испа­ния, Италия, Франция, Россия, Балканские страны и т. д.
В истории А. можно различать три периода: 1) период, когда А. еще не выделился отчетливо из общего потока бурж.-демократии, движе. против аристократии и абсолютизма. Напр. у Анахарсиса К.тотна во время Великой франц. революции мы находим, с одной стороны, тре­бования всех санкюлотов, а с другой—требо­вания уничтожения гос. границ, 'ликвидации гос-ва, создания единой мировой республики., полной свободной мировой торговли и т. д. В Германии в 1844 появилась книга Макса Штпр-нера «Единственный и его собственность», в ко­торой защищался безудержный анархический индивидуализм. Но если Штирнер выступает врагом всяких ограничений, накладываемых на личность, откуда бы они ни исходили (от прусской монархии его времени или от бурж. гос-ва и его институтов), объективно его протест был прежде всего направлен против реально-существовавшей в Пруссии феодальной монар­хии. У Прудона, выступившего на сцену после-двух бурж. революций во Франции, протест разоряемого мелкого буржуа против крупного" капитала звучит гораздо сильней. Прудон за­махивается уже на крупнобурж. собственность. 2) Второй этап истории А. представляет Ми­хаил Бакунин (1814—76) и его сторонники. Со­циальной базой этого А. является быстро разо­ряемая мелкая буржуазия и люмпенпролета-риат. Бакунин много раз сознательно говорит не о всем пролетариате, а о чернорабочем про­летариате, о лишенном земли крестьянстве и безработной интеллигенции как об основной силе социальной революции. Цели этого А. та­ковы: абсолютная свобода, полное и немедлен­ное "уничтожение гос-ва, обязательный и рав­ный труд, орг-ция труда на основе доброволь­ного объединения работников в вольные общи­ны производителей, федеральная связь Меж­ду ассоциациями производителей и свободными общинами, создание такого лад объединенн:
туры добываются во­локна для выделки тканей.
АНАНЬЕВ—гор., р. центр Молдав. АССР, в 15 км от ж.-д. ст. Жеребково; 19,4 т. ж. (1931). Ряд мельниц. АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА— пра-историческая культу­ра в Прикамьи, на­званная так по деревне Ананышо (близ горо­
да Елабуги), где был найден могильник, со-                Анан-с.
державший до 70 погребений. Анапьинска,1 культура относится к раннему железному to ку. В Прикамьи были затем обнаружены дру­
гие могильники и укре­пления—городища. По­лагают, что А. к. разни­лась из предшествующей местной культуры эпохи бронзы, но подверглась скифскому влиянию (зве­риный орнамент)и отно­сится к 800—400 до хр. э. Железа в А. к. еще ма­ло, но много бронзовых и медных вещей и уже крайне редки каменные изделия. Следы скотовод­
ства и охоты, зерна коно-
1—бронзовое кииьа. железное изделие. Гривна.
пли. Литье меди и, мо­жет быть, железа (най­
дены формы). Одни мо­гилы бедны, другие богаты, что указывает на классовое расслоение общества.
АНА'ПА—город на Черном м., р. ц. СКК в 30 км от ж.-д. станции Тоннельная. Открытая бухта, морской курорт (особенно детский) и климатич. станция. Грязелечение. Виноград. 13,2 т. ж. (1931). Хлебозаготовки, садоводство, виноградарство, виноделие и рыболовство (ке­фаль). Возник как крепость (турепкая( в 1781, икончательно перешел к русским.в 1856.
АНАПЕ'СТ—в тоническом стихосложении— трехсложная стопа с ударением на последнем слоге, например:
«Загорё|лые лн|ца и ру|ки.
Армячи.шка худоШ на плечах» (Некрасов). АНАПЛОТЕ'РИИ—ископаемые, иарнопалые млекопитающие животные: имели 3 растопыреи-пых пальца, вероятно соединенных перепонкой. А. имели признаки жвачных и свиней; повиди-мому по внешнему виду и образу лшзни были сходны с гиппопотамом; найдены в третичных отложениях Зап. Европы (см. Эоцен и Оли-гоцеп).
АНАРХИ'ЗМ. Слово А. происходит от грече­ского avapyja—безвластие. Анархистами назы­вают людей, к-рые основной целью своей борь­бы считают уничтожение гос-ва как института. без замены его гос-вом переходного типа, како­вым является гос-во пролетарской диктатуры. Борьба с гос-вом, не с целью замены его другим гос-вом, а с целью уничтожения его как инсти­тута, столь же стара, как и само гос-во. Доста­точно вспомнить о длительной борьбе несвобод­ных родовых общин, насильственно включав-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.