349
АНАРХИЗМ
350
снизу вверх в интернациональном масштабе. Бакунин организовал своих сторонников в ро­манских странах в так наз. Альянс и вел ожес­точенную борьбу с Марксом внутри 1 Интер­национала. В виду расхождения Бакунина с большинством Интернационала в основных про­граммных целях, в основах тактики и вслед­ствие нарушения им дисциплины организации, Бакунин был исключен из рабочего Интерна­ционала. После исключения из Интернациона­ла Бакунина вместе с ним вышли из него феде­рации испанская, бельгийская, итальянская, юрская и др. Они образовали в противополож­ность марксову Интернационалу антиавторп-тарный, анархический Интернационал, кото­рый имел свои конгрессы. Сторонники Бакунина' участвовали в ряде восстаний, к-рыми они пы­тались руководить в своем духе (испанское вос­стание 1873, восстание в Болонье в 1874). После смерти Бакунина, к-рый был главным теорети­ком и вождем А., руководящую роль в анархи­ческом движении играл Петр Кропоткин, к-рый пытался обосновать теори о> и программу А., используя свои широкие знания в области* есте­ствознания и истории. Крупную роль играли в движении Малатеста, Ньювенгейс, Жан Грав.
3') С 90-х гг. начинается третий период в исто­рии А.—период упадка и угасания движения, потери связи А. с массами и перехода отдель­ных групп анархистов к террористической борь­бе (убийство франц. президента Карно, импера­трицы Елизаветы австрийской, итал. короля Гумберта). Социальной основой этого процесса надо считать быстрое развитие капитализма и быстрое втягивание в капиталистич. производ­ство мелкой буржуазии и про межуточных слоев, служивших классовой базой анархизма. А. сме­нился анархо-синдикализмом, который пытался опереться на городской пролетариат.
С.-д. критика А. совершенно извращает те действительные противоречия, к-рые существу­ют мелсду А. и революп. марксизмом. Наиболее характерной работой этого типа является бро­шюра Г. В. Плеханова «Анархизм и социализм», к-рая обходит основной вопрос об отношении революц. марксистов к гос-ву и дает критику А., принципиально отличную от той, к-рую дал впоследствии Ленин в своей работе «Государ­ство и революция», а раньше давали Маркс и Энгельс. Между коммунистами и анархистами нет разногласий насчет того, что коммунистич. об-во будет об-вом без гсс-ва. Ленин говорит об этом: «мы вовсе не расходимся с анархистами по вопросу об отмене гос-ва как цели. Мы утверждаем, что для достижения этой цели не­обходимо временное использование орудий, средств, приемов гос. власти против экс-плоататоров, как для уничтожения классов не­обходима временная диктатура угнетенного класса» (Ленин, Соч., 2 изд., т. XXI, стр.411). «.Смена буржуазного гос-ва пролетарским невоз-можна без насильственной революции. Уничто-
жение пролетарского гос-ва, т. е. уничтожение
всякого гос-ва, невозможно иначе, как путем от-мирання (там же, стр. 383). И анархисты и ком-мунисты стоят за насильственное разрушение всей капиталистич. системы. Но коммунисты отоемятся осуществить эту цель, развертывая не только экономическую, но и политическую борьбу рабочего класса, не отказываясь от ис­пользовання и парламентской борьбы. Они счп-тают, что крепкая, дисциплинированная пар-тия является важнейшим орудием пролетар-ского освоболсдения. Наоборот, анархисты от-
рицают необходимость политической борьбы и создания классовых пролетарских партий, воз­лагая все надежды на стихийные силы социаль­ной революции, и тем обезоруживают пролета­риат в интересах его классового врага. Комму­нисты отрицают индивидуальный террор, эко­номический террор (убийства предпринимате­лей, директоров ф-к и т. д.), отвлекающие рабо­чий класс от массовой борьбы, а нек-рые груп­пы анархистов признают эти методы борьбы. Анархисты не только отрицают неизбежность переходного периода в области политической., борясь против создания гос-ва пролетарской диктатуры, но и отрицают переходный период в области экономия, отношений. Отсюда цепь, разногласий по вопросу о методах распределе­ния в переходный период, о методах регулиро­вания х-ва, разногласия по вопросу о том, на. какой степени развития к коммунизму возмож­но осуществление принципа: каждый по спо­собностям, каждому по потребностям. Анархи­сты стоят за орг-цию обществ, производства па, основе договора между свободными ассоциа­циями производителей на другой же день после социальной революции. Коммунисты—за пла­новую и централизованную орг-цию обществ. х-ва, к-рая одна может предотвратить возврат к товарному х-ву, к к-рому неизбежно должна привести организация труда по анархистском\ методу.
Во время мировой войны анархисты, кричав­шие перед этим о своем интернационализме и антимилитаризме, позорно перебелгали в своем-огромном большинстве в лагерь империал и стою той или другой страны; так случилось с Кро­поткиным, Жаном Гравом и т. д.
После войны А. сошел на-нет в передовых ка­питалистич. странах, а в отсталых, как Испа­ния (особенно в ходе испанской революции), страны Латинской Америки и т. д., он играее контрреволюционную роль.-
Лит.: И р у д о н П. Ж., Французская демократа;! СПБ, 1867; е г о ж е. Что такое собственность?, СПБ, 1907; Бакунин М., Избранные сочинения, т. I, П., 1919 (Государственность и анархия); то же, т. II, М., 1919 (Кнуто-германская империя п социальная рево­люция); Кропоткин П., Хлеб и воля, П., 1919; Грав Ж., Умирающее общество и анархия, М., 1917. Об анархизме: Маркс К., Нищета философии, 3 изд.. М.—Л., 1931; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, СПБ, 1906; Л е н и а В., Государство и революция, Соч., т. XXI, 2 иад., М.—Л., 1928; Преображен­ский _., Анархизм и коммунизм, М., ISii; Эльц-бахер П., Сущность анархизма, 2 изд., СПБ (1906); Плеханов Г., Анархизм и социализм, М.—Л., 1929.
Анархисты в России. Впервые анар­хистская пропаганда в России началась в конце 60-х и нач. 70-х гг. 19 в. В 1809 С. Нечаев орга­низовал тайное общество «Народная расправа»,
1 к-рое в своих принципиальных установках сто­яло на почве А. бакунинского толка. Вообще Бакунин в конце 6и-х и 1-й половине 70-х гг. являлся идеологом русского революционного движения—народничества. Народники считали. что l( революция, к-рая сметет самодернахвие, господство помещиков и начинающий разви­ваться капитализм, не нуждается в подготовке,
I она может начаться в любую минуту, независимо от того, подготовлена ли исторически почва для замены обществен, строя, основанного на экс-плоатации класса классом; 2) будущее обще­ство, возникшее в результате революции, они представляли себе как совокупность отдельных земельных крестьянских общин и промысловых артелей («свободная федерация свободных об­щин»); 3) к гос-ву народники относились, как к силе «внешней» по отношению к «обществу*:_



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.