375
АНГЛИЙСКАЯ СОЛЬ—АНГЛИЦИЗМ
376
талпстпческого развития Англии. Тем не менее восстановленные Стюарты (Карл II, 1660—85, Иаков II, 1685—88) вновь сблизились с фео­дально-реакционными элементами. Стюарты пи­тали большие симпатии к католицизму, что еще более отталкивало от них широкие слои джен­три и буржуазии, видевшие в католицизме ору­дие абсолютистской политики.
В 1688 парламент низложил Иакова II и передал престол его зятю Вильгельму III Оран­скому, штатгальтеру Голландии. Революция 1688 («Вторая А. р.»), но выражению Маркса, «поставила у власти наживал из землевладель­цев и капиталистов», иначе говоря, утверди­ла господство крупного предпринимательско­го землевладения вкупе с верхушкой торгового капитала.
Для оценки А. р. у буржуазных англ. исто­риков характерно, что первая революция слы­вет у них под названием «Великого мятежа» (Great Rebellion), в то время как за революцией 1688 ими установлено почетное звание «Слав­ной революции» (Glorious Revolution).
Лит.: К о п р а д и А., История революций от Нидер­ландского восстание до конца Французской революции, т. I—II, И., |02З—25; Кудрявцев А. Е., Великая английская революция, Л., 1925; Куниссний С, Очерк псторпп Английской революции, Ростов п/Д., 1925; Б е р п ш т е б п Э., Социализм и демократия в Великой английской революция, М., 1924; II а к у л ь Н. и Семенов В., Ранние буржуазные революции, Москва, !93i.                                                         II. Щеголео.
АНГЛИЙСКАЯ СОЛЬ, го р ькая сольсерномагниеьа соль (MgSO,-7H2O). Употребля­ется как слабительное. Входит в состав горь­ких минеральных вод (Гунплди-Янош, Баталин-ская и д]
АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТЫРЬ, липкий пла­ст ыр ь—белая, розовая или черная шелковая ткань,с одной стороны покрытая тонким сло­ем рыбьего клея; употребляется для стягивания небольших ранок.
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК—деревянный ду­ховой муз. инструмент из семейства гобоев, употребляемый в симфоническом и оперном ор­кестре. Диапазон: ми малой октавы—си вто­рой октавы.
АНГЛИЙСКИЙЯЗЫ К—смешанный язык, раз­вившийся на основе языка англо-сакеов, принад­лежавшего к зап. группе германских языков. В 11 в. норманские завоеватели принесли в Ан­глию из Нормандии (сев.-зап. Франция) фран­цузский яз., ставший в 11—13 вв. языком пись­менности и администрации. В связи с этим в А. я., являющемся с конца 13 в. языком госу­дарственным и литературным, имеется много романских (франц. и латинских) слов. Боль­шинство коренных слов А. я.—однослоллю; очень упрощена система словоизменений (скло­нения и спряжения); отношения между слова­ми выражаются при помощи предлогов и по­рядка слов. А. я.—наиболее распространенны!. из европейских языков; на нем говорят более 150 млн. чел. в Великобритании, САСШ, Кана­де, Юж. Африке, Австралии, Новой Зеландии и др. А. я. играет большую роль в мировом об­щении, в торговых (особенно морских) сноше­ниях, дипломатии и пр.
Лит.: Словари—А л е к с а я д р о в А., Полный англо-русский словарь, 6 изд., СПБ, 1913; Мюллер В. и Б о я п у с С, Англо-русский словарь, 2 изд., М., 1931; их я. е, Русско-английский словарь, М., 1930; Б о я н у с С, Постановка англ. произношения, вып. 1—2, Л., 1926; учебники Нурока, Поликов-с к о г о и др.; самоучитель Туссена и Лангеи-ш е и д т а (два pvc. nen.).
АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО—получает раз­витие после завоевания Англии норманнами
(11 век). В средневековой англ. архитектуре* (после 1000-го г.) различаются два периода: сначала получает распространение романский стиль (соборы в Норвпче, Дергеме, Питерборо), затем готика (соборы в Линкольне, Сольсбе-ри, Иорке, Личфильде и др.), удерлшвающаяся в силу консервативности быта до 18 в. Разновид­ность англ. готики поздней эпохи—перпендику­лярный (и сменивший его тюдоровский) стиль, для к-рого характерны тянущиеся ввысь линии. Архитектура Возрождения развивается в Ан­глии ль уть в последнюю четверть 16 века под сильным влиянием итал. искусства (Палладио); ее крупнейший представитель—Иниго Джонс. Черты классицизма сильно выражены в по­стройках Рена (собор св. Павла в Лондоне, 2-я пол. 17 в.). Англия никогда не знала вычур­ных форм барокко. В 18 в. развивается (ранее, чем на континенте) холодный классич. стиль (см. Классицизм). В 19 в. развитие архитекту­ры шло под знаменем возврата к готике (зда­ние парламента в Лондоне); затем Англия иг­рает инициативную роль в создании стиля «модери». *
Живопись, слагавшаяся в 16—17 вв. при помощи заезжих мастеров (Гольбейн, Ван-Дейк), в 18 в. образует национальную школу. Рейнольде, работавший в духе классицизма, Гэисборо, близкий к искусству Рококо, Реберн, Ромней, Гопнер, Лоуренс и др. образуют бле­стящую плеяду портретистов. Жанрист Гогарт (18 в.) в сатирических картинах выявляет мо­рализующую идеологию усиливающейся бур­жуазии. От него берут начало замечательные карикатуристы 19 века—Гилрей, Крейкшанк, Роулендсон. Экономическая гегемония Англии в 1-й пол. 19 в. находит свое отражение и в том влиянии, которое начинает. оказывать А. и. (гл. обр. живопись) на искусство континента. Пейзаллгсты начала 19 в. Тёрпер и Констебль являются предшественниками франц. барбизон-цев и импрессионизма. Попытки Дж. Рёскина и утопии, социалиста Уильяма Морриса возро­дить художеств, пром-сть способствуют возро­ждению «прикладного искусства», равно как ра­боты рисовальщиков—Вальтера Крона и Берд­слея—увлечению графикой в конце 19 и нача­ле 20 вв. Живопись и прикладное искусство, развившиеся в Англии в эпоху капитализма. идеологически были тесно связаны все время с обуржуазившейся аристократией и близкой к ней рантьерской буржуазией. Благодаря это­му передовые тенденции принимали нередко консервативную и даже реакционную окраску (пример—прерафаэлиты Россетти, Берн-Джонс с их мистико-символическим искусством). Тен­денция к возрождению худолсественной про­мышленности и украшению быта приняла фор­мы идеализации старой ремесленно-цеховой Анг­лии. Современное А. и. в общем консервативно и салонно. Исключение составляют только рабо­ты Брэпгвина, автора монументальных фресок, станковых картин и замечательной графики.
Лит.: М у т е р Р., История живописи, т. I—III. СПБ, 1901—04; Сизеранн Р., Современная англий­ская живопись, М., 1908.
АНГЛИНА'НСКАЯ ЦЕРКОВЬ —гос. церковь Англии. Возникла в 16 веке под влиянием идей Реформации, удачно использованных королем Генрихом VIII в борьбе с папой. А. ц. сохра­нила сан епископа и потому называется также епископальной. Глава церкви—король.
АНГЛИЦИ'ЗМ—свойственный англ. языку оборот речи, примененный к другому языку.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.