387                                                                АНДРЕЕВ—АНДРОГИНИЯ                                                                 388
психологического порядка. Расстрел рабочих губернатором представляется А. не как созна­тельно организованный акт со стороны правя­щих классов, а как проявление слепой стихии, овладевшей на миг представителем власти. Из­вращение смысла классовой борьбы и револю­ции у А. дано и в произведениях «Так было» (1906) и «Царь Голод» (1908). Революция пре­вращается в бунт голодных неорганизованных масс, к-рые, свергнув тирана и буржуазию, или отдают себя во власть новой тирании, тирании революц. террора, или снова подпадают под пя­ту бурнсуазии. «Тьма» (1907), «Рассказ о семи повешенных» (1908), «Сашка Жегулев» (1911) рисуют вождей революции в виде святых, несу­щих крест страдания за народ. Революционны^ же массы представляются А. в виде разбой­ников, превращающих революцию в грабен;. Не найдя в революции выхода из обреченности своей социальной группы, А. с наступлением реакции снова в своих драмах вернулся к ста­рым темам: зло торжествует, человек одинок, заброшен, обречен («Анатэма», «Океан»), в даль­нейшем он уходит в мир обывательских семей­ных дрязг, перенося туда свой пессимизм («Ан­фиса», «Екатерина Ивановна»),
Мировая война застала А. в стане реакции и нашла в нем своего певца (шовинистическая драма «Король, закон и свобода»). После Октя­бря Андреев в памфлете («SOS») призывает империалистич. Европу к интервенции против Сов. Союза. Собр. соч., тт. I—XIII (изд. «Про­свещение»), тт. XIV—XVII (изд. «Книгоизда­тельство писателей»), СПБ (1910—16). Полное собрание сочинений, тт. I—VIII (изд. Мар­кса), СПБ,1913.
Лит.г Боровский В.г Сочинения, т. П.: [ЛЛ, 1931 (статьи: Леонид Андреев, В ночь после битвы, Правда или ложь); Луначарский А., Критические втюды, Л., 1925; Ф р и че В., Леонид Андреев, II., 1909. 2) Николай Андреевич (1873—932)— скульптор. Автор памятников Гоголю, Герце­ну, Огареву и статуи Свободы на Советской площади в Москве. Заслуженный деятель искусства.
АНДРЕЕВ, Андрей Андреевич (род. 1895)— видный коммунист, крупный партийный ра­ботник и деятель профдвижения, нарком путей сообщения СССР. Родился в крестьян­ской семье Смоленской губ. Работать начал с 13 лет ("сперва в Москве мальчиком, мывшим посуду в трактире). Пере­ехав в Петербург, стал ра­бочим-металлистом. Вступил в ВКП(б) в 1914. До Фев­ральской революции вел большую революционную
Й аботу в страховых кассах .утиловского завода и как член Петербургского к-та б-ков. Жил на нелегальном положении до самой Фев­ральской революции 1917. В 1917—член Петроградского к-та, организатор Петроградского союза металлистов: был чле­ном его центрального правления. После Ок­тябрьской революции (1917—19) работал на Урале в профессиональных и партийных ор­ганизациях. В 1920—28—в Москве секретарем ВЦСПС и председателем Союза железнодорож­ников. Начиная с IX Съезда РКП(б)—член ЦК партии. После XIV Съезда—кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). В 1924—25—секре­тарь Сев.-Кав. крайкома РКП(б). С дек. 1930 по октятбрь 1931—пред. ЦКК ВКП(б), нарком
РКИ СССР п зампред Совнаркома СССР. С окт. 1931—нарком путей сообщения. Член ЦИК СССР.
АНДРЕЕВИЧ (псевдоним Соловьева, Евгения Андреевича, 1866—905)—критш: и историк литературы. Рассматривая лит. про­цесс как специфическую форму общественной борьбы, А. пытался подходить к творчеству писателей с классовой точки зрения. Анализи­руя лит-ру 19 века, А. показывает, как в 60-х гг. либерально-дворянская литература сме­няется литературой разночипства, как в 70-х годах снова начинает господствовать дворян­ская идеология: кающийся дворянин, пропо­ведуя идеи долга и расплаты с народом, подчи­няет своему влиянию разночинство, вплоть до конца 80-х годов, годов разложения «народ­ничества». Однако, несмотря на классовый подход к литературным явлениям, А. стремится найти «господствующую идею всей русской ли­тературы», он ее определяет как «освободитель­ную», как борьбу за освобождение личности. Идея эта, по мнению А., была дана «Западом», но она своеобразно преломилась на русской почве и приобрела характер борьбы с крепост­ным правом, вылившись в форму народолюбия и народничества. «Проследить развитие освобо­дительной идеи»—такова задача основной рабо­ты А. «Опыт философии русской литературы». Эти отвлеченные внеклассовые устремления сни­жают научное и политич. значение работ А. Ин­тересные' и важные в свое время труды А., при­ближавшиеся к марксизму и стоявшие значи­тельно выше критич. работ предшествующих критиков-народников, в наст, время имеют уже лишь историч. значение. Из книг А. наиболее известны: «Очерки по истории русской литера­туры XIX века», 4 изд., М., 1923, и «Опыт фило­софии русской литературы», 3 изд., М., 1922. Кроме того А. написал биографич. очерки о Пи­сареве, Л. Толстом, Тургеневе, Гончарове, До­стоевском, Герцене и др. в «Биографической би­блиотеке» Павленкова и ряд др. работ.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (1111—74)—князь Суздальский, затем великий князь (с 1157). А. Б. представляет новый тип русского феодала, бо­лее планомерно организовавшего с.-х. эксплоа-тацию феодального населения, прежние же феодалы, князья «Киевской Руси», занимались гл. обр. сбором дани, захватом пленников и но­вых земель, разбойничьей торговлей.Передвиж­ка мировых торговых путей сделала Великий путь из варяг в греки торговым тупиком, а татар­ское завоевание довершило падение Жиевской Руси».А.Б.бросаетКиев,прочно обосновывается в Суздальской земле, в гор. Владимире на Клязь­ме, и сосредоточивает внимание на земельном хозяйстве, основанном на эксплоатации крест, массы. Жестокость этой эксплоатации и «само­властье» А. Б. восстановили против него массы, и он был убит в результате восстания.
Лит.: Покровский М„ Русская история с древ­нейших времен (марке), том I, 7 издание, М.—Л., 1924; Соловьев С, История России с древнейших времен, кн. 1, СПБ, [1911].
АНДРЕЮШКИН, Пахомий Иванович (1865— 1887)—-народоволец, студент. Вместе с Алексан­дром Ульяновым и др.—участник .заговора на лшзнь Александра III. Арестован в Петербурге 1/Ш 1887 на Невском проспекте с бомбами. По­вешен 8/V.
АНДРОГИ'НИЯ — наличие у лица, принад­лежащего к одному полу, вторичных половых признаков другого пола, т.е. андрогин—мужчи­на с вторичными половыми признаками жен-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.