395
ЛПП0Н—ЛНШ1Л03
396
стические верования из общественных отно­шений первобытной общины, из бессилия ди­каря перед природой. Для первобытного об­щества характерна обусловленная низкой сте­пенью развития производительных сил «свя­занность отношений людей в рамках процесса, созидающего их материальную жизнь, а вме­сте с тем связанность всех их отношений друг к другу и к природе. Эта реальная связанность отражается идеально в древних естественных и народных религиях» (Маркс). Бессилие перед природой, низкий уровень развития произво­дительных сил и вытекающие из этого обществ, отношения первобытно-коммунпстич. общества получили фантастич. отражение в форме веры в духов, духов-первопредков, незримо присут­ствующих и требующих беспрекословного вы­полнения раз навсегда установленных обычаев и порядков. Такие же явления, как сновидение, сон, обморок и т. д., давали материал для раз­вития анимистических образов. Анимистич. элемент является неотъемлемым признаком вся­кой религии. В таких религиях, как христиан­ство, ислам и т. д., он сохраняется не только в признании существования души у человека, но и в образе высших и низших духов—бога, дьявола, ангелов, бесов и святых. Анимистич. элемент составляет основное содержание вся­кой идеалистич.философии,утверждающей, что дух предшествует природе, мышление—бытию (см. Идеализм). «Возвышеннейший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, коренится совершенно так же, как все религии, в ограниченных и невежествен­ных представлениях дикаря» (Энгельс, «Люд­виг Фейербах»).
Лит.: Тейлор Э,, Первобытная культура, т. II, СПБ, 1897; Спенсер Г., Основания социологии, ч. 1—2, СПБ, 1898; X а р у з и н а В. Н., Этнография, вып. 1, М., 1909-; Кунов Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., M.—Л., 1925; Плеханов Г., О религии, М., 1923; Л а ф а р г П., Происхождение ц развитие понятия души, M., 1923; Степанов И., Очерк развития религиозных верований, 4 изд., M., 1925; Лукачевский А., Происхождение религии, М., 1930; его же, статьи о происхождении религии в журн. «Антирелигиозник», 1932, №№ 2 и 4; Токин, Очерк развития религиозных верований, М., 1930.
А Н И О Н—отрицательно заряженный ион; при пропускании электрического тока через раст­вор перемещается по направлению к аноду. АНИС, 1) Pimpinella anisum, чану с— однолетнее растение сем. зонтичных. Стебель
дочном и кондитерском производствах. 2) А. звездчатый—см. Бадьян китайский. 3) Анис— сорт яблок-.
АНИСОВОЕ МАСЛО—эфирное масло, полу­чаемое из семян аниса *. Жидкость характер­ного запаха и сладковатого вкуса, застывающая при 15°. Употребляется в медицине, парфюме­рии и в производстве водок н ликеров.
АНКА'РА, Ангора—новая столица Турец­кой республики и гл. гор. вилайета А.; 75 т.ж. (1927), крупный узел ж. д. Эскишеир—Кайса-рие (643 км); связывается с угольным р-ном (Зунгулдак) и черноморскими портами строя­щейся линией А.—Эрегли и Кайсарие—Си-вас. Ж.-д. связь со Стамбулом, Смирной (Из­мир), Самсуном. Аэропорт. Начато промы­шленное строительство. Город быстро отстраи­вается по плану европейских центров. Анка­ра ведет значит, торговлю шерстью и хле­бом. В А. — Великое национальное собрание, полпредство СССР, посольства европ. гос-в. В 1402 при А. произошла битва между Тимуром и турецким султаном Баязетом I, приведшая к разгрому последнего. Во время антиимпериа­листской борьбы Турции за нац. освобождение в 1919—23 А. играла чрезвычайно важную роль центра нац. движения и как удобный в страте-гич. отношении пункт, находящийся в глубине Малой Азии, вне пределов досягаемости непри­ятеля. В 1919—20 в А. созывались неоднократ­но съезды и конференции турецких национа­листов. 23/IV1920 в А. было открыто Великое национальное собрание Турции, выделившее первое турецкое нац. пр-во (т. н. Совет «веки-лов», или комиссаров). По имени Ангоры новое националистическое пр-во Турции называлось «Ангорским» пр-вом, в отличие от «Констан­тинопольского» (султанского) пр-ва, находив­шегося всецело под влиянием Антанты. Пост. Великого национального собрания Турции от 13/Х 1923 А. была объявлена столицей Турции.
А'НКЕР—1) старинная мера для вина в раз-лич. странах различной вместимости (от 33 до 40 л). 2) Железная связь (тяж, скрепа(, пре­пятствующая возможному разъединению частей строения. 3) Деталь, для скрепления двух ча­стей машины, выполняемая в виде якоря с дву­мя головками, закладывается в предназначен­ное для нее гнездо в горячем состоянии и, ос­тывая, стягивает соединяемые части. 4) Регу­лятор (якорь особой формы) в часах.
А'НКЕРНЫЙ ХОД—особое устройство регу­лятора часои.
АНКЕРО'К—небольшой боченок для пресной воды, к-рый берется на гребную лодку.
АНКЕ'ТА—1) метод исследования к.-л. во­проса путем опроса лиц, сведущих в нем или имеющих к нему определенное отношение. В отличие от переписи, охватывающей все насе­ление, анкетный способ применяется в отноше­нии ограниченного круга лиц или явлений. Сюда относятся напр. А. среди учителей,студен­чества и т. д. 2) Опросный лист для получения определенных сведений. В СССР анкетой также называется листок, куда заносятся сведения о профессии данного лица, его социальном по­ложении, образовании/служебном стаже и т. д.
АНКИЛО'З—неспособность сустава к свой­ственным ему движениям, вследствие сращения суставных поверхностей, образования рубцов или мышечных контрактур. А. бывает при пе­реломах суставных костей, после кровоизлия­ний в суставах, при различных болезненных процессах в суставах (туберкулез, гоноррея).
ветвистый, высотой— до 50 см, нижние ли­стья сердцевидно-кру­гловатые, выше — пе­ристые; белые цветы собраны в зонтики; се­ро-волосистые плоды (т. н. семена)—сладко­вато-пряного вкуса от присутствия эфирного анисового масла. Ро­дина—М. Азия; теперь А. разводится почти во всех частях света; в СССР гл. обр. в ЦЧО, а также на Украине.
А. употребляется
А н и с: 1—ветка с цвет­ками и плодами; 2—часть растения с листьями; 3— цветок; 4—плод.
пряность, а также слу­жит для получения анисового масла, при­
меняемого в медицине (против вздутия живота, для усиления выде­ления молока, мокроты и уничтожения кож­ных паразитов) н в парфюмерии, ликерном, во-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.