403
АН РИО—АНТАГОНИЗМ
404
дывают в водоемы, оолота, пруды и даже в слабо соленые морские воды. Личинка А. с короткой дыхательной трубкой располагается под углом к поверхности воды. А. ведет ночной образ жизни, днем прячется в затененных и темных местах, питается соком цветов; кровь сосут только самки, так как питание кровью способ­ствует созреванию яиц.
AHPHO'(Hanriot), Франсуа (1761—94)—дея­тель Великой франц. революции, якобинец, из крестьян. А. приобрел огромную популярность в революц. выступлениях 1789. Назначенный в 1793 начальником Национальной гвардии, спо­собствовал ликвидации партии жирондистов. После 9 термидора был казнен вместе с Ро­беспьером.
АНСА'МБЛЬ (франц.—совокупность)—1) сог­ласование частей, составляющих одно целое. 2) Совместное участие группы актеров или му­зыкантов в исполнении сценического, музы­кального и т. п. произведения. -3) В м а т е-м а т и к е—см. Множество.
АНСЕ'ЛЬ (Anseele), Эдуард (р. 1856)—белы. социал-фашист, один из основателей бельг. со-циалистич. партии, долголетний вождь ее право­го крыла. С 80-х гг. вместе с Бертраном и Воль-дерсом руководил социалистическ. коопераци­ей, видя в ней главное средство к осуществлению социализма мирным путем; известна фраза А.: «Мы будем обстреливать капитализм не бомба­ми, а дешевым хлебом и картофелем из коопе­ративов». В 1918—21 А. был мин. обществ, ра­бот в коалиционном министерстве вместе с бур­жуазией .
АНСЕ'ЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙЦОЗЗ—109)— средневековый богослов и философ. Дал так наз. онтологическое доказательство бытия бо-жия, согласно к-рому, раз бог мыслится как совершенное существо, то он должен существо­вать, ибо несуществование было бы отрицанием совершенства. Несостоятельность такого дока­зательства доказана материалистами 17 и 18 веков и Кантом.
АН-СКИЙ С. (псевдоним Раппопорта, Семена Акимовича, 1863—920)—беллетрист и публицист. Участник народнического движе­ния. Одно время секретарь П. Лаврова. Автор стихотворения «Ди швуе» (Клятва), ставше­го гимном Бунда. Опубликовал по-русски ряд рассказов, дающих отрансение событий 1905 в еврейском революц. движении. По-русски на­писал также книги «Очерки народной литера­туры» (1892) и «Народ и книга» (1913). Идеолог еврейской националистической мелкой бур­жуазии, Ан-ский в годы реакции после 1905 углубился в собирание еврейского фольклора, использовав его для создания националисти­ческих и религиозно-мисти­
АНТАГОНИ'ЗМ — вид противоречия, борь­ба противоположно направленных сил, столк­новение исключающих друг друга протпвопо-лолшостей как двух различных сущностей. Противоречие является основой,, источником всякого движения. Различные формы движения имеют различные виды противоречия. Напр. в простейшей низшей форме движения—в меха-нич. движении, простом перемещении в прост­ранстве—противоречие выступает в виде А. про-тивопололшо направленных сил; в физич..дви­жении—в виде поляризации (в магнетизме— северный и южный полюс, электричество—поло­жительное и отрицательное); в биологии—в ви­де борьбы за существование и т. д.
Механисты (см. Механицизм) сводят проти­воречие как основной закон движения матери­ального мира к одному из видов его, именно к А., к борьбе противоположно направленных сил, т. к. они движение сводят к одной из форм его, именно к механич. двин^ению. В этом'ме­тодологическое существо их ревизии марксист­ской диалектики. У механистов единство проти­воположностей—равновесие или преобладание одной из противоположно направленных сил над другой. Новое сводится к результату раз­личных количественных комбинаций частей старого. Развитие, сущностью к-рого является возникновение нового, в действительности ис­ключено, ибо все многообразие конкретных форм движения сведено к одной из них, именно к механич. форме, а все многообразие конкрет­ных форм противоречия—источника, причины движения—сведено к одному из видов его, именно к А. Меньшевиствующий идеализм (ср. Деборин) понимает А. как внешнее (случайное) столкновение чулсеродных и не связанных не­обходимо между собой тел. Поэтому огромный отрезок истории—классовое общество, осно­ванное на антагонистич. способе производства, со свойственной ему борьбой классов, не явля­ется т. о. необходимой ступенью общественного развития. Борьба классов в обществах, осно­ванных на антагонистич. способе производства (рабство, феодализм, капитализм), по этой тео­рии, есть внешнее (случайное) столкновение, не вытекающее необходимо из способа произ­водства, составляющего сущность определен­ного общества. Классовая борьба не связана якобы с сущностью например капитализма, и следовательно этот социальный А. может быть устранен без уничтожения капитализма: необходимость у меныневиствующего идеали­ста низводится до уровня случайности. Меха­нисты отождествляют А. и противоречие, сводят противоречие к А. Деборинцы разрывают А", и противоречие, противопоставляют их как не­что абсолютно чуждое, враждебное друг другу.
По учению диалектического материализма А. есть один из видов противоречия и харак­терен для низшей простейшей формы и ступени в данной форме движения. Отождествлять А. и противоречие или разрывать и противопостав­лять их друг другу так же неправомерно, как и отонедествлять или разрывать и противопостав­лять друг другу движение, как изменение вооб­ще, и его конкретные формы, в к-рых только и существует движение в действительности. Диа-лектич. понимание А. основано на утверждений развития. Единство противоположностей есть не равновесие противопололшостей (как у ме­ханистов) и не «примирение», объединение про­тивоположностей, как у деборинцев, а момент перехода старого в новое, момент возникнове-
ческих произведений (поэ­ма—«Еврейский Люцифер», драма—«Гадибук»). За по­следние годы А. стал знаме­нем наиболее националисти­ческих и шовинистических кругов еврейской буржуа­зии. Собрание сочинений (на русском языке), томы I—V, Петербург, 1911—13.
АНТАБЛЕМЕ'НТ — архи­тектурный термин, обозна­чающий верхнюю часть зда­
А я т а ,б л е м е н т:
1—карниз, 2—фриз,
3 — архитрав, 4—
капитель.
ния, опирающуюся на капи­тели колонн или стены. Состоит из трех горизон­тальных членений: архитрава, фриза и карниза.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.