421                                           .             АНТИМИЛИТАРИЗМ—АНТИНОМИЯ                                                       422
иу. А поэтому: «либо лозунг гралсданской вой­ны, либо оставайтесь с оппортунистами и шо­винистами». Даже Карл Либкнехт и Роза Люк­сембург не стояли на большевистской точке зрения. Под влиянием Ленина орг-ции социа­листической молодежи первыми присоедини­лись к большевистскому лозунгу гралсданской войны. Циммервальдская конференция 1915 при­няла .манифест о войне, носивший центристский характер. В духе революционного интернацио­нализма стала действовать циммервальдская ле­вая, имевшая уже большее влияние на кон­ференции в Кинтале 1916. Октябрьская рево­люция усилила борьбу рабочих масс против империалистской войны. Со времени своего ос­нования в марте 1919 Коминтерн направляет международную борьбу рабочего класса про­тив войны, руководствуясь ленинскими прин­ципами. Вожди 2 Интернационала, чтобы от­влечь внимание от своего предательства во время войны, снова начали говорить об «анти­милитаризме», «борьбе против войны» и т. д. Опять, как и до мировой войны, вожди с.-д. говорят о борьбе с милитаризмом и о «междуна­родной солияарности» против войны. Под при­крытием этих фраз, они усиленно помогают своей буржуазии проводить программу воору-;кений и содействуют подготовке империали­стами войны против СССР. Эта агитация, сли­вающаяся с проповедью борьбы со всякой вой­ной, имеет целью посеять иллюзию опасности «красного милитаризма» СССР и пролетарской Красной армии, стоящей на защите строитель­ства социализма. В инструкциях делегации, отправлявшейся на Гаагский конгресс .1922, Ленин формулировал практические задачи борьбы против империалистских войн и кон­кретное содержание пропаганды А.: «разъясне­ние вопроса о „защите отечества", во-первых, в связи с этим разъяснение вопроса о „поражен­честве", и, наконец, разъяснение единственно возможного способа борьбы против войны. именносохранение и образование нелегаль­ной орг-ции для длительной работы против войны всех участвующих в войне революцио­неров,все это должно быть выдвигаемо на первый план». Т. о. только Коминтерн и его секции ведут во всем мире борьбу против ми­литаризма и империализма. Примером такой борьбы было восстание франц. моряков в Чер­ном море под руководством Марти, а затем совместная борьба франц. и герм. ком. партий против оккупации Рура в 1923, борьба франц. компартии и комсомола во время войны с Абд-эль-Крымом, выступления компартий импери-алистич. стран против их пр-в и интервенции в Китае в 192627, пропаганда и проведение бра-танья и т. д. Антимилитаристическая и анти­империалистическая борьба под руководст­вом компартий сделала еще шаг вперед во вре­мя последней японской интервенции в Китае (193132), когда кроме многочисленных демон­страций рабочие в ряде стран выступили с про­тестами против отправки военных материалов Японии, а в самой японской армии развернулась революционная работа. Борясь против импе­риалистских и колониальных войн. Коминтерн поддерживает оборонительную войну угнетен­ных народов против мирового капитала. Комин­терн принимал неоднократно решения по воп­росам борьбы с империалистской войной на ряде своих конгрессов и пленумов [расширен­ный исполком Коминтерна (март 1922), V, VI конгрессы, VIII. X, XI пленумы и др.].
Одной из первых задач Советской власти пос­ле Октябрьской революции было создание Крас­ной армии для обороны первого гос-ва проле­тарской диктатуры от нападений империалис­тических хищников и упорное проведение по­литики мира. Этим ясно подчеркивается, что* для коммунистов А. неотделим от борьбы про­тив капитализма.
Обострение империалистич. противоречий и усиление угрозы вооруж. интервенции против Советского Союза вызвали сильный рост А. Не только широкие массы пролетариата и тру­дового крестьянства, но и значительная часть трудящейся интеллигенции становятся на путь революционной борьбы против войны, что на­шло яркое выражение на Амстердамском анти­военном конгрессе 1932.
АНТИМИ'НС—льняной или шелковый пла­ток с изображением пололсения Христа во гроб и с зашитой в него частицей «мощей». Употреб­ление антиминса в православной церкви связано с культом мертвых и началось с 12 в.
АНТИМО'НИЙ—то же, что сурьма. В техни­ке так наз. иногда минерал сурьмяный блеск.
АНТИМОНИТ—см. Сурьмяный блеас.
АНТИНО'МИЯ (греч. — противоречие зако­нов)—противоположность между двумя исклю­чающими друг друга положениями, каждое из которых в отдельности считается правильным. По Канту, в познании внешнего мира мы натал­киваемся на четыре неразрешимые А.: 1) «мир имеет начало во времени и ограничен в прост­ранстве»—«мир не имеет начала во времени и неограничен в пространстве»; 2) «все в мире со­стоит из простого (неделимого)» — «нет в мире ничего простого, а все сложно»; 3) «в мире су­ществуют свободные причины»—«нет никакой < -вободы ,а все есть природа (т. е. необходимость)»; 4) «в ряду мировых причин есть некое необхо­димое существо»—«в этом ряду нет ничего не­обходимого, а все случайно». В целом эти А. выражают противоположность материалистИч. п идеалиста, положений в философии Канта. Философия Канта есть одна из бесплодных по­пыток примирения материализма и идеализма на основе идеализма, к тому же субъективного идеализма. Эти А. Кант считал А. «чистого ра­зума», в к-рых запутывается наше мышление при попытке выйти в познанпп за пределы опы­та, т. е. царства явлений. По Канту, существуют вещи сами по себе, но вещь в себе—непознавае­ма. Дуализм вещи и явления—стержень всех А., выражающий дуализм знания и веры, нау­ки и религии,—находит у Канта свое основание в самой природе мышления, в субъекте. Этим путем Кант пытался доказать, что вера—основа и цель.знания, религия—основа и цель науки. Кант не видел; что приведенные им А. разреши­мы и решаются историей, но не так, как хоте­лось бы Канту. Диалектика истории такова, что противоположность идеализма и материа­лизма, веры и знания, религии и науки раз­решается в процессе развития познания пу­тем преодоления первых вторыми. Окончатель­но же исчезнут они вместе с исчезновением классов. •
А. есть вид противоречия, состоящий в про­стом утверлаенин противоположности двух в отдельности правильных положений. Не вил;. существенной закономерности противополож-ноеши и путей разрешения противоречий, Кант стремится разрешить их примирением, внешним объединением противопололшых положений и становится на путь эклектизма.                   н. н.
44



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.