47
АВАРСКИЙ ЯЗЫК—АВГУСТИНЦЫ
48
АВ А'РСКИЙ ЯЗЫК—язык наиболее крупного из горских народов Дагестана; он является в то же время языком междуплеменных сноше­ний во всем Зап. Дагестане. По грамматическо­му строю А, я. с др. горскими яз. Дагестана и чеченским яз. составляют одну языковую груп­пу (см. Дагестанские языки). Прежний араб­ский алфавит (с несколькими дополнит, буква­ми) заменен с 1928 новым дагестанским латин­ским алфавитом.
Лит.: Жирков Л., Грамматика аварского языка,. Москва, 1924.
А В А 'Р Ц Ы, авары (самоназвание—х у н з, или маарулау, т. е. горцы)—самый мно-гочисл. из дагестанских народов, населяющих средний Дагестан, принадлел^ат к аваро-андо-дидойской языковой группе (см. Аварский язык). Общая численность—ок. 159 т. ч. (1926). Ско­товодство и кустарные промыслы (кожевенный, бурочный, деревообделочный, кузнечный). Вме­сте с чеченцами вынесли на себе главную тя-лсесть борьбы с русскими в период кавказских войн. См. Дагестанская АССР, История.
Лит.: У с л а р П. К., Этнография Кавказа, Тифлис, 1887; Л я й ст е р А. и Ч у р с и н Г., География Закав­казья, Тифлис, 1929 (дана библиография).
АВА'РЫ (у древних славян—обры)—тюрк­ский кочевой народ, пришедший в 6 веке из Ср. Азии через южные степи на Дунай и гос­подствовавший в течение долгого времени над соседями. Опустошительным нападениям А. подвергались славянские племена, Германия и Италия. После разгрома их войсками Карла Великого (конец 8 в.) А. исчезают с историч. арены, частью подвергшись истреблению, час­тью смешению с венграми и славянами (древне­русская поговорка, сохраненная летописью: «по-гибоша, аки обре»).
АВА'ЧИНСКА'Я ГУБА—залив п-ова Камчат­ка. На берегу одной из его бухт—порт Петро­павловск-Камчатский.
АВА'ЧИНСКАЯ СОПКА, Авача—действую­щий вулкан на Камчатке к С. от Авачинской губы, 2.720 м. Часты извержения.
АВЗАКУМ (Петров), протопоп [1620 (21?)— 1682J—один из вождей раскола. А. не хотел примириться с церковными преобразованиями патриарха Никона, ставленника крупно-вла­дельческого духовенства и поместного дворян­ства, которому необходимо было превратить церковный аппарат в орудие помещичьей вла­сти. Поводом к выступлению А. послужили проводимые Никоном исправления церковных книг и обрядов, непонятные малограмотному сельскому духовенству и тем самым отсекав­шие его от церковной деятельности и лишав­шие заработка. А. восстал против нововведе­ний Никона, часто не щадя в своей борьбе и . личности царя. Среди крестьянства А. был популярен как «мученик за веру». После же­стоких преследований и ссылок А. по царско­му приказу был сожжен в 1682.
Лит.: Сочинения Аввакума, в кн. Памятники истории старообрядчества XVII в., кн. 1, вып. 1 (Русская исто­рич. б-ка, изд. Акад. наук СССР, т. XXXIX), Л., 1927; Плеханов Г., История русской общественной мыс­ли, т..II, М., 1918; Никольский В. К., Сибирская ссылка протопопа Аввакума, «Ученые записки» Йн-та истории РАНПОН, т. II, М., 1927; Бороздин А., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., M.—Л., 1931.
А'ВГИЕВЫ КОНЮШНИ—в греч. мифологии, крайне загрязненный двор царя Авгия, очи­щенный в один день легендарным героем Ге­раклом, направившим туда воды реки Алфея; в переносном смысле—сильно загрязненное или запущенное место.
АВГИТ—минерал черного цвета, содержа­щий кроме кремнекислоты глинозем и окислы железа, магния и кальция; часто встречается в ряде изверл-сенных пород, гл. образ, в габ­бро, базальтах и диабазах.
АВГУРЫ—особая коллегия римских жрецов, гадавших по полету и пению птиц. По сообще­нию Цицерона в его время А. не могли смо­треть друг на друга без смеха, ибо не верили в свое занятие; поэтому слово «А», часто упо­требляется в смысле шарлатана-предсказателя.
А'ВГУСТ, 1) Гай Юлий Цезарь О к т а-в и а н—первый римский император (Зи до хр. э.—14 хр. э.), внучатный племянник Цезаря, им усыновленный. После смерти Цезаря Авг составил в союзе с Лепидом и Антонием 2-а триумвират и разгромил аристократич. г -публиканскую партию. Устранив в 30 до хр. э. других триумвиров, соединил в своем лице как первого из сенаторов («принцепса») все главнейшие гос. должности, не уничтожая формально республиканского строя (см. Прин­ципат). Организованное Августом управление свелось к охране интересов торгово-рабовла- дельческой знати. Опорой его власти являлось войско, находившееся в распоряжении А. как -главнокомандующего (по-лат.—и мперато-р а). Расширение римских владений при А. продолжалось, но от покорения Германии А. пришлось отказаться после поражения римлян в Тевтобургском лесу (9 хр. э.). В социальной, политике А. выступал как консерватор и пытал­ся искусственно реставрировать старый рим­ский быт и религию.
После раздела Римской империи авгус­тами именовались императоры обеих ее поло­вин. От имени А. получил свое название месяц август.
2) Имя 3 польских королей—С и г из м у н д II А. (1548—72), последний из династии Ягел-лонов, и А. II (1697—733) и III (1733—63) из-Саксонской династии (саксонские курфюрсты). А. II, союзник Петра I в Северной войне, был разбит и лишен Карлом XII польской коро­ны, но восстановлен Петром I после Полтав­ской битвы.
А В Г У СТЕ Й Ш И Й (лат.—священный)—состав­ная часть титула монархов, от прозвища 1-го рим. императора Октавиана Августа.
АВГ У СТИ'Н, Аврелий (354—430)—христиан­ский богослов и мыслитель, родом из Сев. Африки. Жил в эпоху развала Римской импе­рии. Его учение в главном сводится к следую­щему: в истории все совершается по воле бо-жией; цель истории—восстановить общение людей с богом; спасение души—дело чистого произвола божия; необходимо полное и раб­ское подчинение церкви, Ене к-рой нет спасе­ния; светское государство, к которому А. от­носится враждебно, должно уступить место «граду божьему» (так названо и гл. сочинение А.), т. е. церкви. Представитель интересов крупноземлевладельческого класса, А. оправ­дывал рабство и частную собственность «как божественные установления». Учение А. о пред­определении впоследствии оказало глубокое-влияние на Лютера и Кальвина.
АВГУСТИНЦЫ — нищенствующий монаше­ский орден, осн. в 13 в. Устав его был состав­лен на основании подлинных и подложных соч. Августина. А. являлись одно время гл. опо­рой папства. Но затем в ордене произошло расслоение. Из среды августинцев вышли неко­торые деятели реформации (Лютер и др.).



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.