431
AHTOROJlhCKHft—AHTOHOB-OBCEEHKO
432
лиц (рабовладельческой аристократии). В при­городных районах, на больших трактах и по берегам судоходных рек и морей практикова­лись большие рабовладельческие х-ва, рабо­тавшие на внутр. и внешний рынок-. Детальное описание таких х-в содержится в сочинениях античных писателей. Рабский труд широко при­менялся как в деревне, так и в городе (рабские мастерские, эргастерии); интеллигентные про­фессии (учителя, врачи,архитекторы и проте­же в значит, мере являлись рабским трудом. Социальным последствием широкого примене­ния рабского труда было постепенное разоре­ние свободных производителей, массами эмиг­рировавших из рабовладельческих р-нов и пре­вращавшихся в люмпен-пролетариат больших городов. Объединенная с рабами обшей нена­вистью к рабовладельцам масса разоренных кре­стьян и ремесленников принимала горячее учас­тие в рабских войнах, потрясавших рабо­владельческие общества (восстание Спартака и др.). Внеэкономическое принуждение, лежавшее в основеэксплоатации рабского труда, абсолют­ная незаинтересованность рабов в результатах продукции их труда приводили к тому, что рабский труд не создавал технико-производст­венных предпосылок для перехода на высшую ■ тупень. «Живая машина» (раб) препятствова­ла внедрению настоящей машины, механич. двигателя, С развитием меновых связей и транс­порта малопроизводительный рабский способ производства становился экономически невы­годным. Т. о. рабский труд, несмотря на его сравнительную дешевизну, оказывался менее выгодным, чем эксплоатация труда свободных и полусвободных мелких производителей сосед­них стран и провинций (в античности — коло-пата). Рабовладельческие районы приходят в упадок, плантационная система расстраива­ется, почва истощается, население убывает и денежное хозяйство сменяется натуральным.
Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, ') изд., М.—Л., 1931; его же, Капитал, т. I и III, 8 изд., 1930—31. Энгельс Ф., Диалектика природы, неси, .гаданий.                                                 В. Сергеев.
АНТОНОЛЬСКИЙ, Марк Матвеевич (1843— 1902)—скульптор, предста­витель идейного реализма. близкий к передвиэюникам. Его работы «Иван Грозный», «Смерть Сократа», «Мефи­стофель», «Нестор», «Ермак», «Спиноза», «Христос перед народом» и другие доста­вили ему широкую популяр­ность. Главные произведе­ния Антокольского находят­ся в Русском музее в Ленин­граде и в Третьяковской галлерее в Москве. Лит.: Стасов В., М. М. Антокольский, СПБ., 1905. АНТОЛОТИ Я—первоначально название сбор­ника избранных произведений древнегреческ. поэзии; впоследствии название вообще сборни­ка избранных произведений различных авторов, преимущ. стихотворений. Антологиче­ская и о э з и я —общее название стихо­творений, стремящихся передать колорит дре­внегреческой лирики.
АНТОНЕ'ЛЛО ДА МЕССИ'НА (1444—93)— итал. живописец, уроженец Сицилии, работал в Венеции. Первым в Италии применил нидер­ландскую технику масляной живописи; заме­чательный портретист.
АНТОНЕНКО-ДАВИДОВИЧ (псевдоним Вориса Давыдова, р. 1890)—украинский пи-
сатель. Печатается с 1923. В его ранних произ­ведениях отражается мелкобуржуазное воспри­ятие революционной действительности. Впо­следствии творчество А.-Д. развивается под i знаком буржуазной националистической идео­логии. А.-Д. выступает апологетом национа­листической романтики. В последнее время в | творчестве заметен известный поворот.
АНТОНИЙ, Марк (82 — 30 до хр. э.) — член 2-го триумвирата, начальник римской как. рии и участник Галльской войны при Цезар(. При разделе римских владений между опирав­шимися на войско вождями А. получил вост. провинции и сблизился с Египтом, средствами к-рого широко пользовался в борьбе со своим соперником—властителем Запада, Октавианом Августом. Социальной опорой Антония в борь­бе с Октавианом служили торговые слои Во­стока, стремившиеся отделиться от Рима. Под­чинение Антония влиянию египетской царицы Клеопатры дало Октавиану предлог объявить | А. войну. Разбитый' при Анциуме А. покончил I самоубийством.
АНТОНОВ (Л у к и н(, Н. М.—см. Лукин, H.Ai.
АНТОНОВ (Саратовски й), Владимир Павлович (р. 1885)—большевик. Окончил юри­дический и ист.-филологич. факультеты Моск. ун-та. С.-д. с 1902; в 1905 А. дрался на бар­рикадах в Москве и Саратове. В 1908 аресто­ван, в 1911 приговорен к крепости. В годы ми­ровой войны—член саратовского к-та б-ков и один из редакторов большевистской газеты («Наша газета»). В 1917 в Саратове—член к-та б-ков и с августа бессменный пред. Совета и губисполкома, орг-тор Октябрьского восстания и дальнейшей военной борьбы с белыми. Один из большевиков-членов Учредит, собр. С 1919— член колл. НКВД РСФСР, уполномоч. РВС Юж. фронта по ликвидации прорыва белых у Орла, пред. полевого трибунала, орг-тор рев. ком-тов по Юле.фронту,орг-тор Донбасса; с 102* > иаркомвнудел Украины, уполномоч. по борьба с Махно,'член РВС IV армии. С 1923—пред. угол, коллегии Верхсуда СССР, член спец", при­сутствия Верхсуда СССР по делам: Шахтин-скому, Промпартии, Союзного бюро русских меньшевиков. Имеет ряд литературных и науч­ных трудов.                                      * .
АНТОНОВ ОГОНЬ—см. Гангрена.
АНТОНОВИЧ, Максим Алексеевич (1835— 1918)—лит. критик 60-х гг. После смерти Доб­ролюбова вел критич. отдел в «Современнике». В статье «Асмодеи нашего времени» А. резко обрушился на Тургенева, доказывая, что в образе Базарова Тургенев дал карикатуру на передовых представителей «молодого поколе­ния». Статья вызвала полемику между журна­лами «Современник» и «Русское Слово», где Пи­сарев взял под свою защиту Базарова, увидя в нем тип «мыслящего реалиста». В 1869, разой­дясь по мотивам личного характера с Некрасо­вым, А. выпустил резкий памфлет против не-д'о, вызвавший возмущение в лит. кругах. С 80-х гг. А. перешел к статьям по естествозна­нию и переводам.
АНТОНОВКА—зимний сорт яблок, широко распространен в центр, и сев. полосе СССР. Лучший осенний сорт для мочки и технической переработки. А. была вывезена в Соед. Штаты и Канаду, где получила широкое распростране­ние. В последние годы А. вывозится из СССР на западноевропейский рынок.
АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО, Владимир Алексан-' дрович (род, 1884)—коммунист, военный ра-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.