445
АПЛАЦЕПТАРНЫЕ—АПОЛЛОН
446
для фотографирования объектов с длинными прямолинейными очертаниями (здания).
АПЛАЦЕНТА'РНЫЕ, беспоследовые— млекопитающие, у которых при беременности не образуется последа (плаценты); к ним относят­ся однопроходные и сумчатые.
АП Л И К AT У'РА—рациональное распололге-ние пальцев для наиболее удобного исполне­ния на музыкальном инструменте того или ино­го произведения.
АПЛИКЕ'—изделия из материи, причем на ткань нашиваются рисунки (цветы, Листья и т. п.(, вырезанные из материи другого цвета или волокна. Металлическими изделиями А. на­зываются такие, которые сделаны из дешевых металлов "и покрыты накладным никелем, сереб­ром или золотом в виде тонкого слоя.
АПЛИ'Т—мелкозернистая гранитовидная по­рода, состоящая гл. обр. из кварца и полевого пшата, часто широко распространенная среди гранитов в виде жил. При отсутствии слюды и особенно малом содерлсании окислов железа может служить материалом для изготовления фарфора и фаянса.
АПЛОДИСМЕ'НТЫ—хлопание в ладоши для выражения одобрения, рукоплескания.
АПЛО'МБ—самоуверенность в обращении, в разговоре.
АПОГА'МИЯ—утрата полового процесса у растений, причем связанное с половым размно­жением чередование поколений сохраняется. В термин А. вкладывается неодинаковое содер­жание. В широком смысле А. наз. лишь утрата полового процесса между двумя дифференциро­ванными, как мужская и лгенская, половыми клетками; при этом половой процесс может за­меняться слиянием вегетативных клеток или только пх ядер, что имеет место у очень многих грибов. При более узком понимании А. такое слияние наз. псевдомикснсом, или псевдогамией: А. же наз. полная утрата полового процесса, причем новое растение развивается все-таки из клеток полового поколения, но без всякого сли­яния клеток или ядер. Такая А. наблюдается у нек-рых мхов, папоротников и семенных ра­стений. Имеются и др. толкования А. Причины А. не вполне ясны; в нек-рых случаях оначяв-ляется последствием гибридизагщи.
АПОГЕ'Й—в астрономии, та точка на лун­ной орбите (т. е. той линии, по к-рой Луна дви­жется вокруг Земли), к-рая наиболее удалена от Земли. В переносном смысле—высшая точ­ка, расцвет чего-либо (напр. «А. славы» и т. п.).
АПОКА'ЛИПСИС (греч.—откр о в ение)— одна из новозаветных книг, приписываемая* церковью легендарному автору четвертого евангелия—Иоанну Богослову. Ни автор, ни время, ни место написания А. точно не уста­новлены. Повидимому он принадлежал к од­ной из иудейских сект, среди к-рых существо­вал культ болгества Иисуса и из среды к-рых вышло потом христианство. Местом написания А. была М. Азия, поводом—один из моментов обостренной борьбы евреев с римской импера­торской властью. На основании ряда истори­ческих моментов и толкования «звериного чис­ла» датой А. обычно считают конец царствова­ния Нерона. По времени написания А.—древнее новозаветных евангелий и относится к той эпо­хе, когда еще не сложилась и не была выработа­на фигурирующая в евангелиях «история»Иису­са и когда превращение его в историческую личность еще не произошло. А. отражает мес­сианские чаяния и настроения иудео-христиан,
утешавших себя фантастическими .бессильны­ми мечтаниями о небесной мести угнетателям. Полный мрачных картин А. впоследствии не раз, в моменты общественных потрясений, пу­скался в ход мракобесами для устрашения тем­ных эксплоатируемых масс. Так напр. в СССР контрреволюционные элементы используют А. для антисоветской агитации.                      п- ''-
Лит.: Энгельс Ф., Из истории первоначального христианства, П.—М., 1919.
АПОКАЛИ'ПТИ НА—особый род древнееврей­ской и раннехристианской литературы, тракту­ющей о мнимо-предстояшем приходе мессии-христа, о конечных судьбах мира, об устано­влении «мессианского царства» и проч. и вы­дающей себя за божественное «откровение» (см. Апокалипсис).
АПО'НРИФЫ (греч.—тайные, сокровенные)— не вошедшие в библейский канон книги. Делят­ся на ветхозаветные и новозаветные (см. Биб­лия). К числу ветхозаветных относятся напри­мер псалмы и оды Соломона, книга Еноха, Ма­лое бытие, Завещание 12 патриархов и другие. Новозаветные дошли до нас лишь частично. Существовало больше 50 разного рода еванге­лий, много апостольских посланий, апокалип­сисов и др. Они отобрал^ают настроения, идео­логию и быт первоначального христианства. Впоследствии б. ч. А. была уничтожена церков­ной цензурой и заменена канонической ново­заветной литературой (четыре евангелия и пр.).
, 1ит. см. при статье Евангелие.
АПОЛИТИ'ЗМ, аполитичность—термин, обозначающий равнодушное отношение к воп­росам политич. жизни страны. Абсолютные мо­нархии стержнем своей внутренней полити­ки делали Ставку на культивирование А..масе. Так, в царской России термин «гражданин был «крамольным.. В официальных документах граждане России именовались «обывателями . чем подчеркивался их А. Буржуазия в борьбе с дворянством и абсолютной монархией при­нуждена была втягивать массы в политику. Однако по завоевании власти далее при парла­ментарном строе бурл-суазия фактически ста­рается держать массы в состоянии А. Парла­ментаризм способствует распространению в массах А., т. к. фактически массы лишены воз­можности активно участвовать в полит, жиз­ни страны, они могут лишь во время выборов пассивно голосовать за того или другого кан­дидата, после чего их полит, роль кончается.
Сов. строй, наоборот, опирается на привлече­ние к активной политич. деятельности, к уп­равлению гос-вом широких масс трудящихся. Сов. власть считает А. масс явлением отрица­тельным, при сов. строе массы каждодневно привлекаются к активной полит, деятельности.
АПОЛЛИНЕ'Р (Apollinaire), Гильом (псевдо­ним Вильгельма Аполлинария Костровии-к о г о, 1881—918)—франц. поэт и критик, идео­лог кубистич. направления во франц. искусстве (см. Кубизм). А. род. в Ри­ме от польских родителей: I принимал участие в миро-' вой войне и умер от по­следствий полученной им контузии. Оказал значит влияние на соврем, лиг-рун живопись (ср. Сюрреализм |.
А ПОЛЛ О'Н, Parnassius
apollo—красивая дневная            Аполлон.
бабочка, сем. кавалеров. Живет гл. обр. в гор­ных областях Европы, встречается в СССР.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.