535
АРТПНСКИЙ ЯРУС-АРХАНГЕЛЬСК
536
А. может оказать решительное влияние на исход боя .лишь в том случае, если она будет находиться в полном взаимодействии с пехотой, к-рую она доллша поддерживать. Для взаимо­действия необходимо: точное ознакомление пе­хотных командиров с задачами А. и наоборот, а так лее самая тесная и непрерывная связь. В.бою А. уничтожает все препятствия на пути наступления пехоты, наносящей гл. удар про­тивнику. А. должна подавить или уничтожить А. противника, а гл. обр. его пулеметы* и сделать проходы в искусственных препятствиях*; осла­бить и расстроить живую силу противника; если же противник скрывается в убежищах, блок­гаузах и различных укрытиях, то разрушить их. В течение боя А. ведет борьбу с. танками, бронемашинами и авиацией противника. Для выполнения этих задач А. должна беспрепятст­венно снаблсаться боевыми припасами, расход которых в современ. бою достигает громадных размеров (среднее ежедневное потребление снарядов во франц. армии в июле 1918 достига­ло: легких—4.000 т и тялеелых 73,7 т). См. Ору­дие артиллерийское, Снаряди, Стрельба.
А. как наука включает ряд дисциплин: бал­листику; теорию взрывчатых веществ, теорию стрельбы, материальную часть (устройство ору­дий и проч.).
Лит.: И и л у с и М а р к с в и ч, Полный курс ар­тиллерии, кн. 1—3,3 издание, СПБ, 1913—1С; Э р р, Артиллерия в прошлом, настоящем и будущем, Москва, 1925; Козловский Д., Артиллерия, 3 изд., М.—Л., 1929; Токаревскнй В. И., Тактика артиллерии, М., 1931; Полевой устав РККА (1929), М., 1931; Боевой устав артиллерии, ч. 1, кн. 1—Войсковая артиллерия (1927), ГМ.], 1931; Боевой устав артиллерии (1927), |М.|, 1930; Наставление артиллерии РККА, Служба взво­дов управления батарей и дивизионов (1928), [Мос­ква], 1930.                                                             В. Савченко.
АРТИ'НСКИЙ ЯРУС—см. Пермский период.
АРТИСТ—1) человек, избравший професси­ей искусство (актер, певец, музыкант п т. п.). В СССР особо выдающимся А. дается звание заслуженного и народи ого А. 2) В пе­реносном смысле—человек, искусный в каком-либо деле.
АРТИШО'К, Cynara scolymus—многолетнее растение сем. сложноцветных. Разводится как
вековом романе—король, окруягенный пэрами. равными друг другу по положению рыцарями, называвшимися «рыцарями Круглого стола».
АРТЮХИНА, Александра Васильевна (род. 1889)—коммунистка, работница-ткачиха, из ра­бочей семьи. С 12 лет работала по найму. Ра­ботник профдвижения и больничных касс. В 1909—член Центр. Бюро профсоюзов в Петербурге. В 1910 вступила в партию. Была 4 раза арестована и один раз выслана. После Февральской революции вела партработу в Выш. Во­лочке. Активная участница Октября. В 1917—19—зав. отделом труда в Вышнем Волочке. В 1919—22 вела партработу на Украине и в Твери. В 1922—24 замес­титель зав., в 1924—29 зав. отделом работниц ЦК ВКП(б). С 1931 пред. КК—РКИ Иванов­ской Промышленной обл. На XIII Съезде из­брана кандидатом в члены ЦК ВКП(б), на XIV и XV—членом ЦК ВКП(б), на XVI Съез­де—членом ЦКК ВКП(б) и кандидатом в члены президиума ЦКК. Член ВЦИК и кандидат к члены президиума ВЦИК.
А'РУМ—то же, что аронник.
АРФА—струнный щипковый музыкальный иг,-струмепт * древнего происхождения (Египет). Соврем. А. имеет форму треугольной рамы с мно­гочисленными струнами, резонатором и механи­змом двойных педалей для получения ступеней хроматической гаммы. Диапазон А.: до бемоль контроктавы — фа бемоль четвертой октавы.
АРХАИ'ЗМ, 1) в литературе—устарелое сло­во или выражение (например «искони», «дабы», внемлю» н т. п.). 2) В изобразительных ис­кусствах и архитектуре—см. Архаика.
А Р X А' И К А (от греч.—древний)—начальный период развития к.-л. художественного стиля. Наряду со слабо развитой техникой и малым знанием натуры, порождающими условность формы, А. характерна монументальностью, в скульптуре—фронтальностью, в рельефе и живописи—плоскостной двухмерной трактов­кой формы, вообще же—отсутствием той урав­новешенности, к-рая свойственна классицизму. В эпохи упадка искусство нередко вновь воз­вращается к А. (архаизация), но, лишен­ное творческих сил, оно ограничивается лишь условной стилизацией ее форм.
АРХАЛУК, также бешмет—мужская оде­жда нек-рых народностей Кавказа (грузин и др.) из цветной шерстяной или шелковой ткани. Легкий, иногда стеганый кафтан, собранный у боков талии. Под А. надевается нательная рубаха, а сверху А.—верхний кафтан, чох.
АРХАНГЕЛЫ—наименование одного из выс­ших разрядов (чипов) ангелов, к к-рому при­числяются Михаил, Гавриил, Рафаил и друг., стоящие якобы во главе ангелов.
АРХАНГЕЛЬСК—гор., краевой ц. СК, на пра­вом берегу Сев. Двины, в 45 км от впадения ее в Белое море, порт, конечный пункт Сев. ж. д. Аэропорт; 128,6 т. ж. (1931). Центр лесной, рыб­ной и пушной пром-сти СК. Верфь, судоремонт­ные мастерские, св.20 лесопильных з-дов, ка­натный и 2 кожев. завода. Крупный экспорт леса, смоЛы, скипидара, пушнины и щетины. Грузооборот порта в 1931—1.664 тыс. т. Лесо­технический ин-т; рыбопромышлен, музей, с от­делом рыбно-звериного промысла. Основан в
овощь. В пищу употребля­ются мясистые основания цветочных корзинок в мо­лодом состоянии. Широко­го распространения в СССР не имеет. В сев. и центр, р-нах вымерзает, и здесь возможна только однолет­няя культура из семян.
АРТРИТ — болезнь су­ставов. Анатомические из­менения сустава при А.
бывают разнообразны. А.
Артишок.
может быть вызван инфек­цией (гоноррейный, сифилитический, туберку­лезный, тифозный А. и др.), расстройством об­мена веществ и желез внутренней секреции [подагрический, известковый и климактериче­ский (см. Климактерий)], ушибом (травматиче­ский А.) и нервными заболеваниями (например А. при табесе).
АРТУА', Шарль Луи д'А. (d'ArtoiS)—граф, брат франц. короля Людовика XVI, один из вождей франц. контрреволюц. эмигрантов во время Вел. франц. революции, впоследствии— король Карл X.
АРТУР—легендарный вождь бриттов в борь­бе против англо-саксов; в позднейшем средне-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.