545
АРХИТЕКТУРА—АРЦРУНН
546
тийского собора, построенного Брунеллески). Палаццо (дворец(эпохи Возрождения,вырастая из укрепленного дома феодала, долго развивает­ся гл. образ, во внутреннем дворе, обнесенном колоннадой. На смену Возролэдению явилось Барокко*, искусство эпохи абсолютизма якоитр-реформацгш, с его стремлением к большим ар­хитектурным ансамблям с кривыми и ломаны­ми линиями, игрой света и тени, придающей не­которую подвижность и беспокойство архитек­турным массам. Причудливые формы Барокко получают дальнейшее развитие в декоративном стиле упадочного дворянства Рококо*. В по­следней четверти 18 в., в годы, предшествовав­шие Вел. франц. революции, происходит реак­ция против «легкомысленного» Рококо и воз­врат к античным традициям позднего Возрож­дения, принимающим теперь строгие и холод­ные формы классицизмаТ к-рый приобретает осо­бую суровость и монументальность в период военной диктатуры Наполеона—стиль Ампир*.
В 19 веке, в эпоху апогея капитализма, па­раллельно развитию инженерной строительной техники шло умирание А. бурж. стран как искусства. Подражая былым стилям художе­ственной А., она не шла дальше поверхностно­го украшения гл. обр. фасадов, органически не связанного с конструкцией самого здания. Существенную роль в конструкции зданий ок. середины 19в. начинает приобретать железо, да-ваявозможность вводить новые конструктивные принципы. Появляются строения из железа и стекла с легкими сводами и куполами, к-рые поддеряшваются тонкими железными колонна­ми. Железо-стеклянная А. характерна своими грандиозными постройками, огромными арка­ми, колоссальными пролетами и стеклянными плоскостями во всю стену, отчего внутрь по­мещения проникают потоки света. С конца 19 в. появляется новый строительный материал, со­стоящий из прочного цемента или бетона и же­леза (см. Железобетон*). Благодаря пестеднему явилась возможность создавать при небольших поперечных сечениях опор значительные про­леты и отверстия.
Современная (так наз. конструктивная) А. в СССР, отвергая поверхностное украшение, стремится к созданию новых конструктивных форм, целесообразно и гармонично разрешаю­щих задачу служить оформлению нового социа­листического быта.
Лит.: Ш у а з и О., История архитектуры, M., 1906; Султанов И., Теория архитектурных форм, СПБ, 1903; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха, М., 19-24; Ф р и ч р В., Социология искусства, М.—Л., 1926 (марке).
АРХИТРА'В—в греческой и римской архи­тектуре, лежащий непосредственно на капите­ли колонн поперечный брус. См. Антаблемент.
А'РХОНТЫ—правители гос-ва в Афинах по­сле уничтолсения царской власти. Сначала их власть была пожизненна, впоследствии огра­ничена 10 гг. и наконец 1 годом. Первоначально А. могли быть лишь эвпатриды (родовая знать), впоследствиипринадлежащие к классу за­житочных граждан и наконецвсе граждане. Власть А. постепенно ослабевала. За ними на­последок остались чисто церемониальные и не­которые судебные функции. Бывшие А. засе­дали в ареопаге.
АРЦРУ'НИ, Григорий (184592)—армянский публицист, основатель и редактор либерально-националистич. газеты «Мшак» (основ, в 1872), идеолог армянской торговой буржуазии в эпоху ее перехода на рельсы промышленного капи­тализма. Продолжив борьбу армян-просвети-
IS



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.