569
АТАМАН
— АТЕИЗМ                                                                               570
жения верхних конечностей беспорядочны, раз­бросаны, не достигают цели. Наблюдается при заболевании мозжечка, внутреннего уха, чув­ствительных проводников (напр. при сухотке спинного мозга).
AT AM A H—1) предводитель ватаги (рыбаков), отряда, шайки (разбойников). 2) У казаков— выборный начальник; при царизме постепенно создалась слолшая лестница должностей А., предводителей залшточной казацкой верхушки (см. Казаки), выполняющих военные и поли­цейские функции. 3) А. назывались во время гражд. войны предводители белогвардейских отрядов (Дутов, Анненков, Краснов, Каледин, •Семенов и др.). На Украине и в областях ка­зачьих войск они, для придания себе больше­го веса, спекулировали на значении А. в ис­тории, прошлом казачества. Краснов, Каледин и нек-рые др. выбирались «войсковым кругом», где преобладало влияние зажиточных слоев казачества, интересы к-рых они и представля­ли. Другие, напр. Анненков, сами себя назна­чали в А., собирали вокруг себя б. ч. декласси­рованный, разложившийся во время мировой И гражд. войны элемент и составляли наемные -банды иностранного империализма. На Украи­не атаманы именовались «батькам и». См. Лтамаищимн.
АТАМАНОВСКИЙ ХУТОР—прежнее назва­ние Ленинска-Омского (ЗСК), ныне части гор. Омска.
АТАМАНЩИН А—кулацко-бандитское контр-революц. движение во время гражданской вой­ны; была двух родов: 1) генеральско-казачья А., главным образом на Урале и в Сибири (Дутов, Красильников, Семенов, Калмыков и др.), и 2) А. («б а т ь к о в щ и н а») на Украи­не. Первая носила ярко выраженный реакци­онный монархический характер и опиралась на старые кулацкие казачьи кадры, которых пролетарская революция лишила земельных и служебных привилегий. Генеральская А. от­личалась бешеной непримиримостью к малей­шим проявлениям демократизма и обвиняла в нем даже такого матерого монархиста, как Колчак, которому приходилось перед демокра­тии, кругами Запада (особенно перед рабочи­ми) играть в демократизм. Генеральская А. от­личалась самыми свирепыми расправами над ■трудящимися (Анненков, Семенов, Калмыков н др.): тысячи сожженных поселков с истреб­лением поголовно всего населения, сотни, ты­сячи убитых, зверские истязания обреченных на смерть, избиение детей, повальное изнасило­вание женщин н т. п.—такими подвигами про­славилась А. Эта А. была ликвидирована вме­сте" с колчаковщиной и питавшей ее союзниче­ской интервенцией в Сибири Ш на Дальнем Во­стоке. Украинская А. («батьковщина»)—кулац­ко-бандитское противосоветское партизанское движение, шедшее под анархическими (на ле-вобережьи—махновщина) и эсеровско-меныне-вистскими и националистическими лозунгами (петлюровские атаманы на правобережьи). Раз­личные авантюристы сколачивали вокруг себя ядро, с одной стороны, из кулаков, и с другой— из преступных и деклассированных элементов, выброшенных из колеи трудовой жизни войной и хоз. разрухой. Демагогическо-националист-ской, меньшевистско-эсеровской и анархиче­ской агитацией атаманы привлекали на свою сторону и часть темного трудового населения. Многочисленные шайки атаманов и «батек» ве­ли партизанскую борьбу, уничтожая коммуни-
стов, сов. работников и устраивая массовые ев­рейские погромы, но избегали встречаться с ре­гулярными частями Красной армии, скрываясь от них в лесах и распыляясь по домам. А. игра­ла на-руку Деникину и Врангелю, к которым многие атаманы переходили на службу (Струк, Яцснко и др.). После ликвидации фронтов гра­жданской войны украинская А., мешая перехо­ду к мирному строительству, лишилась какой бы то ни было поддержки крестьянства и быст­ро была ликвидирована.
Лит.: Алексеев М., Атаманщпна, М., 1928 (об Анненкове); Кубанин М., Махновщина, Л., 1927: И а в л о в с к и и П.,Анненковщина, Москва, Гиз, 1928; Р ы к л и н Г., Кровавый атаман, ОМ., 1927; Ж д а и о в Б., Вагоны смерти, Чита—Владивосток, 1924. Н. Кизичев.
АТБАРА'—р., самый сев. правый приток Ни­ла; берет начало в Абиссинских горах, течет в Англо-Египетском Судане; дл. 1.120 км. Не­судоходна. Имеет большое оросительное зна­чение.
АТБАСА'Р—гор., р. центр Акмолинской обл. Казак. АССР, на р. Ишиме, ниже г. Акмолин­ска, в стороне от ж. д.; 6,3 т. ж. (1931). В р-не кожевенная промышленность, зерновой совхоз (3.628 га).
А'ТВУДОВА МАШИНА—прибор для изуче­ния на опыте законов динамики и законов сво­бодного падения. Изобретен английским меха­ником Атвудом (18 в.).
АТЕИ'ЗМ (греч.—безболше)—отрицание суще­ствования бога или богов, духов, сверхъестеств. сил и вообще всяких религиозных верований. Атеистич. движение вырастало на почве клас­совой борьбы, поскольку религия и церковь за­щищали и оправдывали тот строй, против кото­рого выступал новый, идущий к власти класс. Так, в рабовладельческом обществе, например в древней Греции, с обострением классовой борь­бы между землевладельческой знатью и торг. слоями намечаются зачатки А. у представи­телей ионийской философии, в трагедиях Еврп-пида, у софистов; атеистические идеи получают развитие у великих материалистов древности Демокрита и Эпикура. Создаются теории, что люди творят богов по своему образу и подобию (Ксенофан), что религия есть обман (Критий), что боги есть цари и князья, оболчествленные после смерти (Эвгемер). Поэма «О природе ве­щей» римского поэта Лукреция, последователя Эпикура, является выдающимся антирелиги­озным произведением.
Эпоха средневековья с ее натуральным хозяй­ством, феодальным строем и господством церк­ви атеистич. движения не знала, хотя некото­рые ученые и мыслители, выразители идеологии нарождающегося торг. капитала, дали критику догматов (напр. последователи араб, философа Аверроэса). Атеистич. идеи получают распро­странение с эпохи Возрожденияt в связи с рос-Том и борьбой буржуазии против феодализма. В 1598 был напечатан знаменитый «Трактат о трех обманщиках» (Моисее, Иисусе, Магомете), раньше ходивший в рукописных списках. Ряд выдающихся ученых и писателей осмеивает в своих произведениях средневековую схоласти­ку, развращенность и тунеядство попов и мо­нахов (Раблэ), христианские догматы и обряды (Б. Деперрье), выступает против религиозного фанатизма и нетерпимости (Монтэнь), проти­вопоставляет религии научное мировоззрение (Телезио, сожженные на костре инквизицией Джордано Бруно и Ванини). В 17 веке, поме-ре роста материализма и точных, естественно­научных знаний, необходимых для дальнейшего



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.