593                                                                АФГАНЦЫ—АФИНОГЕНОВ                                                                594
шей европеизации А. Им были проведены ре­формы местного управления, судоустройства, школьного дела, налогов (замена натурального налога денежным), реорганизация армии (вве­дение воинской повинности). В 1921 было от­менено рабство. После путешествия Амануллы в Европу (1927—28) был введен Народный совет (парламент), проведены закон о престоло­наследии и отмена всех титулов и рангов. Одновременно объявлено о предстоящем про­ведении бытовых реформ (введение ев| ской одежды, снятие с женщин чадры, реформа брака). Реформы Амануллы вызвали противо­действие феодально-клерикальных реакцион­ных слоев, использовавших недовольство ши­роких крест, и племенных масс, к-рым рефор­мы Амануллы не принесли улучшения, т. к. не затронули феодальной основы аграрного вопроса. После 1919 в несколько раз возрос­ли налоги (на землю и скот), замена натураль­ного налога денежным усилила ростовщичес­кую кабалу. Попытки перевода кочевников на земледелие и их разоружение привели в 1924 к восстанию среди пограничных племен юж. части А., использованному англ. агентами для давления на Амануллу. Осенью 1928 началось восстание племен шинвари, к к-рому присое­динилось движение кухистанцев во главе с Баче-и-Сакао. Реакционные элементы и духо­венство провоагласили «священную войну» про­тив «еретических реформ» Амануллы, который несмотря на отказ от реформ принужден был отречься от престола (14/1 1929). "В Г провозглашается монархия (эмират) F Сакао, принявшего титул эмира Х_ьбж отменившего все реформы, восстановившего власть духовенства. Воспатьаоваидгясь обшей анархией в стране, один из генералы лы—iiaouyj-хан—захва:                1929 Ка
15/Х провозгласил себя падишахом. Надир-хан, опираясь в основном на те же социальные слои, что и Аманулла. в вопросах внутренней политики продолжает в основном курс Аы лы, но с большей осторожностью и боле таясь с консервативными кругами.
В целях укрепления и перевооружения ар­мии, проведения дорог и развития экономи­ки А.. Надир-хан ищет финансовой и военной помощи на За:~              -дня, Франции); и при
нем заметно возрастает влияние Англии, к-рая ставит своей задачей превращение А. в плац­дарм против СССР. В последуюиии гаан Ама­нулла пытается мобилиэовап :нон_ сторонни­ков для восстановления своего режим: говорные отношения А. с другими странами начались договором дружб!                II 1921 с
Сов. Россией, который был дополнен т. н. Паг-манским пактом от 31/VIII 1926 о ненападении и нейтралитете, к-рый по истечении срока был заменен в июне 1931 новым советско-афганским пактом. А. заключил также в период 1921— 1923 договоры с Англией, Турцией и Персией, как и ряд договоров в период европейского путешествия Амануллы (с Польшей, Японией, Египтом, Перепей и Турцией), а также прото­колы с Персией и Турцией о политическом кон­такте и экономическом сотрудничестве.
Лит.: Афганистан, сб. ст., изд. Всеросс. науч. ассоц. востоковедения, М., 1923: Р е й с п е р И., Афганистан, М., 1929; Нарпмапов Л., Афганистан в огне граждан­ской пойпы, Л., 1929.
АФГА'НЦЫ (самоназвание — па .л таны) — народ иранской языковой группы, числ. ок. 10 млн. Большая часть афганцев (ок. 6 млн.) ото­рвана англ. империализмом от Афганистана и
насильственно удерживается в составе Индии. Среди А. еще сильны пережитки патриархаль­но-родового строя ."Язык А. (п а ш т у)—один из восточно-иранских языков, представленный . главных наречиях: северном и южном. На этих наречиях говорит как", основная часть-населения Афганистана, так и население при­легающей к Афганистану части северо-запад-Индии.
АФЕ'ЛИЙ—точка планетной или комстнойор-биты, которая наиболее удалена от Солнца;, противоположен перигелию. Ср. Планеты*.
АФЕ'РА—дело, предпринятое с целью на­живы. А ф е р и с т—делец (в неблаговидном смысле).
А ФИ'НА—в древнегреч. мифологии богиня войны и победы, защитница городов (изобра-л-салась с шлемом, броней и шитом и «потря­сающей копьем», откуда ее назв. «Паллада»);, также бом^ество труда и особенно женского рукоделья, хитрости и мудрости; покровитель­ница народных собраний, разумных решений и науки. Ей посвяшены были «мудрая» птица сова и оливковое дерево. Считалась покрови­тельницей города Афин.
АФИНИ'РОВАНИЕ, или рафинирова-н и е—процесс отделения золота от серебра и» их сплавов. Производится с помощью азотной или серной кислоты, хлора или путем электро­лиза. Основано на том, что серебро, а также др. примеси легко растворяются в указанных реактивах, в то время как на золого они не-' действуют. А. платины имеет целью очистку ее от примесей, а такл;е отделение «спутников» платины—драгоценных металлов—иридия, ро­дия, палладия и др. Главная операция со­стоит в переведении сырой платины с помощью крепкой царской водки в платинохлористоводо-родную кислоту H2PtCl5, которая затем перера­батывается на чистую платину.
АФИНОГЕНОВ, Александр Николаевич (род» 1904)—драматург, был одним из руководите­лей РАПП. В ранних пьесах А. («По ту сто­рону щели», «Гляди в оба», «Волчья тропа», «Малиновое варенье», «Черный яр» и другие)* на ряду с удачным построением действия встре­чаются элементы схематизма и недостаточно i обрисовка характеров. Значительный рост А. как драматурга заметен в его послед­них пьесах «Чудак» и «Страх». Сюжет «Чуда­ка»— положение мелкобурл;уазного интелли­гента-энтузиаста на производстве. В этом произ­ведении А. не чужд однако идеализации свое­го героя. Энтузиазм мелкобуржуазного интел­лигента трактован как личный подвиг вне связи с борьбой широких масс рабочих за формы труда и за реконструкцию произ­водства. Тема «Страха»—классовая природа науки и борьба за привлечение и перевоспита-упных представителей старой буря-гуаз-ной интеллигенции. Герой пьесы—видный уче­ный Бородин, пропагандирующий внеклассо-вость науки, становится невольным союзником вредителей и предателей рабочего класса. Од­нако впоследствии он осознает всю политиче­скую вредность своей позиции. Обе последние пьесы написаны приемами психологической драмы. Иногда в них заметны неизжитые эле­менты мелодрамы.
Как теоретик театра А. выступил с работой «Творческий метод театра», единственным круп­ным теоретическим трудом по этому вопросу за последние годы. Основные недостатки этой ра­боты, на которой сказалось влияние меньше-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.