745
Г, AT Ый- БАУЭР
746
1925 с С. И. Мицкевичем, к-рый пытался дока­зать, что большевизм имеет своим родоначаль­ником русских якобинцев {Ткачев, Зайчисв-ский), против чего решительно возражал Б. Со­чинения Б. изданы Ин-том Ленина (Гиз, 1930).
БАТЫ'Й (умер 1255)—татарский хан, внук Чингис-хана, основатель крупного татарского ханства Золотой орды. Стоял во главе т. н. «та­тарского нашествия» на феодальную Русь в 13 в. (1237—40), являвшегося феодальным захватом русских княжеств Золотой ордой. Б. произвел также в 1241—42 опустошительное нашествие на Польшу, Моравию, Венгрию и Далмацию.
5АТЫРША(Але ев)—вождь одного из круп­нейших башкирских восстаний (1755) против колониального угнетения башкирского народа царским пр-вом, отнявшим у башкир огромные земельные пространства, угнетавшим тяжелым ясаком, отобравшим у башкир соляные промыс­лы в пользу русских дворян и купцов. Б. был талантливым орг-тором; он широко развернул агитацию накануне восстания, рассылая «на­ставительные и разлшгателыше письма» и спло­тив в начале восстания воедино башкир, кир­гиз, татар. Провокация начальника башкирско­го края Неплюева, ярого проводника колони­альной политики царизма, распространившего ложное сообщение, что имп. Елизавета отдает башкир в рабство киргизам, привела к вспыш-. ке национальной вражды между обоими наро­дами и к подавлению восстания царским пр-вом. Б. был отправлен в Петербург и повешен.
Лит.: Т ц п е е в Ш., Очерки по истории Башкирии, Уфа, 1930.
БАТЮШКОВ, Константин Николаевич (1787— 1855) — поэт, непосредственный предшествен­ник Пушкина. С 1821 заболел душевным рас­стройством. В творчестве Батюшкова нашла свое выражение идеология дворянства, эконо­мически разоряющегося и теряющего свое пре­жнее политическое значение. Б. отталкивается от «классического» (рм. Классицизм) стиля гос­подствующих дворянских слоев (замена оды элегией, стремление создать новый лит. язык, близкий к разговорной речи; повышенное вни­мание к форме, «эпикурейская» тематика). Эпи­куреизм, «наслаждение настоящим» прикрыва­ли отсутствие социального будущего. Это окра­шивает «легкую», эротическую лирику Б. в скорбные пессимистические тона. Из прозы Б. особенный интерес представляют его письма к друзьям. Сочинения под ред. Л. Майкова, 3 тт., СПБ, 1885—87; Соч. под ред. и со вступит. статьей Д. Благого, «Академия», 1933. Д. в. БАУГИ'НИЕВА ЗАСЛОНКА—клапан, нахо­дящийся в месте перехода тонкой кишки в тол­стую, допускает продвшкение пищи из тонкой в толстую кишку, но не наоборот.
БА'УМАН, 1) Николай Эрнестович (1870—'•"' 5ч—видный революционер, б-к, по обра­зованию ветеринарный врач. В рядах соц.-дем. с 90-х гг. В 1897 привлекался по делу Петербургского союза борь­бы за освобождение рабоче­го класса, просидел в Петро­павловской крепости 19 мес. и был выслан под надзор по­лиции в Вятскую губ. на 4 г.; из ссылки бежал за грани­цу. Затем в качестве агента «Искры» был одним из прак­тических руководителей искровских орг-цнй в России. Б. участник «побега 10 искровцев»
из киевской тюрьмы в авг. 1802. На II Съезде партии—делегат от Москвы. После Съезда— член Сев. бюро ЦК. В июне 1904 арестован по делу Моск. к-та большевиков. 10/X 1905 осво-болоден изТаганской тюрьмы, 18/Хубит на ули­це черносотенцами. Похороны Б. превратились в грандиозную политич. демонстрацию, в к-рой участвовало до 150—200 тыс. чел.
Лит.: Р о з е н М., Жизнь п работа Николая Баумана, М., 1925; «Товарищ Бауман», Сб. воспоминаний и до­кладов о жизни, деятельности и смерти т. Баумана, под ред. 3 е л и к с о п-Б о 0 р о в с к о п. И.—Л., 1926; Вои­нова К., К убийству Н. Э. Баумана, журн. «Красный архив», 1925 (кн. 11—12), стр. 442—443.
2) Карл Янович (род. 1892)—коммунист, партийный работник; из крестьянской семьи. В партии с 1907. Подвергался арестуй высыл­ке. После Октября занимал ряд ответственных должностей. С 1923 работал в аппарате ЦК, затем зав. орграспредом и членом бюро МК. В1928 Б.—зав. отделом ЦК по работе в деревне, потом был секретарем МК ВКП(б). В настоящее время (1933)—секретарь Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б). Член ЦК партии с XIV Съезда. Член ЦИК СССР.
БА'УР (Baur), Христиан (1792—1860)—ли­беральный протестантский богослов, историк церкви. Глава «тюбингенской школы», из к-рой вышли Д. Ф. Штраус, Швеглер и др. Б. примы­кал к правому крылу гегельянства. Воззрения Б. на первоначальное христианство, в котором он проследил борьбу более свободного учения «Павла» и более узких иудействующих взгля­дов «апостола Петра», считались радикальными для своего времени, хотя по существу явля­ются противопоставлением лютеранства («пав-линизма») католич. догматике («петринизму»).
БА'УЭР, 1) Бруно (1809—82)—нем. фило­соф, левый гегельянец (см. Гегельянство). Мно­го занимался вопросом о происхождении хри­стианства. Евангельская история, по Бауэру, не есть продукт народных сказаний, как думал Д. Штраус, а сознат льный вымысел отдель­ных лиц. Б. отвергает исторпч. существование Христа. Христианство—продукт развития гре­ко-римской культуры. Отрицая «всемирный дух» и «абсолютный разум», в движении которого и состоит сущность исторпч. развития, по Ге­гелю, Б. поставил на их место «самосознание». По Б., суть истории состоит в том, что в ней борются два начала: «масса», кар: пассивный, неодухотворенный, кеисторичеекий материаль­ный элемент истории, и «дух», критическое са­мосознание, как активный элемент, от которого и происходит всякое историческое действие. Все бедствия истории, неустроенность человеч. об-ва были следствием вмешательства в процесс историч. развития «массы», к-рая довольствова­лась лишь «поверхностным пониманием идей». Маркс и Энгельс дали блестящую критику уче­ния Б. (в «Святом семействе»). «Открытое г-м Бруно отношение „духа" и „массы" на самом деле не что иное, как критически-карикатурное завершение гегелевского понимания истории, к-рое, в свою очередь, есть не что иное, как спе­кулятивное выражение христианско-германской догмы о противоположности духа и материи, бога и мира. Внутри границ истории, внутри границ самого человечества противоречие это выражается в том именно, что немногие избран­ные личности, в качестве активного духа, про­тивостоят остальному человечеству, как неоду­хотворенной массе, как материи». По Б., дело преобразования об-ва сводится к умственной де­ятельности критически мыслящих личностей.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.