783                                                           БЕЗЫМЯННАЯ КОСТЬ—БЕПЦЫ                                                          784
Б. выступает как сторонник творческих уста­новок группы «Кузнина» с ее отвлеченно - ро­мантическим воспеванием революции. В 1922, в период кризиса «Кузницы», Б. осознает орга­ническую связь будничной работы пролета­риата с борьбой за мировую революцию и выдвигает ло­зунг «уметь за каждой ме­лочью революцию мировую найти».
Партийность, отрицание абстрактной героики, уме­ние увидеть героизм там, где он внешне неприметен, жизнерадостность, сочета­ние художественности с от­зывчивостью на злободнев­ные темы—основные черты творчества Б.
Б.—один из любимейших поэтов рабочей мо­лодежи. Комсомольская тематика проходит че­рез все его творчество. Особенно значительна эпопея «Комсомолия» (1924), дающая картину жизни комсомола периода гражд. войны, и «Выстрел» (комедия в стихах, 1930), показы­вающая комсомол в период соц. реконструкции. Б. первый выдвинул и осуществил идею не­посредственного участия поэта в сонстроптель-стве (работа в буксирных бригадах «Правды», на заводах и Днепрострое—кн. «Стихи делают сталь», 1930, кн. «Стихи мобилизованы», 1932). Работа в бригадах «Правды» дала Б. материал для крупных произведений—«Выстрел» и поэ­ма «Трагедийная ночь» (1931), в которых поэт показывает гибель старого хозяйственного ук­лада и его носителей («Трагедия первая»), и картину того, как вместе с «реконструкцией мира идет реконструкция чувств» («Трагедия вторая»), Литфронтовский период сказался в творчестве Б. гл.обр. в произведении «Выстрел» (отказ от индивидуализации персонажей пьесы, механическое деление их на положительных и отрицательных и др.). В «Трагедийной ночи» Б. преодолевает литфронтовские творческие ус­тановки, давая яркое раскрытие психологии героев поэмы.
Творчество Б. резко-полемично, начиная от стихотворений, направленных против творче­ских установок «Кузницы» и кончая «Трагедий­ной ночью», в к-рой он полемизирует с понима­нием «трагедийности искусства» группы «Пе­ревал». В ряде статей и речей (сб. «Поэтиче­ская канонада») Б. выступал против группов­щины и зажима самокритики в РАПП.
В своей поэтич. работе, используя достиже­ния поэтов группы Леф (гл. обр. Маяковского), В. широко обновляет поэтический словарь вве­дением слов из жаргона рабочей молодежи и слов, «рожденных революцией». Если первым произведениям Б, присуща известная небреж­ность словесной обработки, растянутость и ри­торичность, то последние, особенно «Трагедий­ная ночь», являются образцами поэтического мастерства.
Лит.: Абрамкин В.иДымшицА., Александр Безыменский 1920—30 (...Критико-био-библиографич. характеристика), M.—Л., 1931.
БЕЗЫМЯННАЯ КОСТ Ь—кость таза млекопи­тающих, состоит из 3 сросшихся костей: лоб­ковой, седалищной и подвздошной.
БЕЙ—1) титул военных и гражд. чиновни­ков в Турции; 2) в более широком смысле— «господин», ставится после имени. Ср. Эффеиди.
БЕЙДЕВИ'НД—в мореходном деле курс суд­на, составляющий с направлением ветра угол больший 0° и меньший 90°.
БЕ'ИДЕМ АН, Михаил Степанович (1840— 1887)—драгунский поручик, содержавшийся по личному приказу Александра II без суда и следствия в Петропавловской крепости с 1861 по 1881. Бейдеман собирался убить царя, пола­гая, что это убийство повлечет за собой восста­ние народа в ответ на реакционную политику Александра II и на крест, «реформу». Б. сошел с ума в Алекееевском равелине. Умер в психиатри­ческой больнице в Казани, куда был перевезен.
БЕ'ЙЛИСА ДЕЛО—судебный процесс евреи Б., обвинявшегося в 1913 без всяких для этого оснований в убийстве мальчика Андрея Ющип-ского для ритуальных целей. Процесс был ор­ганизован царским пр-вом с целью создания погромных настроений и орг-ции еврейских по­громов, для прикрытия реакционнейшей по­литики царизма. Несмотря на грубое давление на суд министров юстиции и внутр. дел и спе­циальный подбор присяжных, Б. был оправдан.
Лит.: Падение карского режима, т. III (допрос Белец­кого), Ленинград, 1925.
БЕЙЛЬ, 1) (Bayle) Пьер (1647—706)— франц. философ-вольнодумец и скептик, один из влиятельнейших мыслителей своего време­ни, учитель философов эпохи «Просвещения» 18 в. Для них его «Исторический и критический словарь» и друг, противоцерковные сочинения' были настольными книгами. Б. энергично бо­ролся с метафизич. и богословским догматиз­мом, к-рый исходит из непроверенных начал (догматов), принимаемых за непреложные исти­ны, и является источником нетерпимости. Б. доказывал, что религ. суеверие много опаснее для нравственности, чем безверие («Мысли о кометах»). 2) (Beyle) Анри—франц. писатель; см. Стендаль.
БЕ'ЙЛЬШТЕЙН, Фридрих (1838—906)—хи­мик, проф. в Петербурге, изучил явления изо­мерии у производных бензола, исследовал кав­казскую нефть, составил классический «Спра­вочник по органической химии».
Б Е Й РУ'Т (Beyrouth)—гл. гор., лучший и важ­нейший порт Сирии, на Средиземном м., сто­лица Ливана; 155 т. л^. (1929). Б.—стратегии, база франц. империализма на ж.-д. и автомо­бильных путях. Радиостанция. Аэролиния. Б.— крупный торг. центр. Экспорт шелка, фруктов, оливкового масла и шерсти. Б.—значит, центр арабского нац. движения и культуры. Ун-т.
БЕ'ЙСБОЛ—командная спортивная игра, на­поминающая русскую лапту. Б. проводится на квадратной площадке (28x28 м), в 1-м углу которой отмечен «дом», а в 3 остальных «базы». Игроки нападающей команды по очереди от­бивают лаптой мяч, бросаемый к «дому» про­тивниками, и во время полета перебегают от «базы» к «базе». Противники, спешат поймать мяч и запятнать им перебегающих. Б. разви­вает глазомер, быстроту, ловкость и является полезным и интересным физич. упражнением.
БЕ'йТЕН (Beuthen)—гор. в прусской провин­ции Верхней Силезии, близ границы Германии с Польшей, узел ж. д.; 87 т. ж. (в соврем, гра­ницах, 1925). Б.—один из старейших городов Силезского каменноугольного района, издавна известен металлопром-стыо—чугуннолитейной, сталелитейной, цинковой и оловянной.
БЕЙЦЫ—различные составы, применяемые как протравы в красильном деле, для очистки поверхностей металлов от окислов и лшра, для подготовки изделий из дерева к полировке и лакированию. Состоят из солей, красок, масел, спирта, воды<кислот или щелбчей.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.