819
БЕЛОРУССКАЯ ССР—БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР
820
Почти вся территория последней была оккупи­рована германцами.Во время германской и поль­ской оккупации восстановились все дореволю­ционные отношения и в городе и в деревне. Большевистские организации ушли в подполье и мобилизовали силы революции для борьбы против оккупантов и буржуазно-помещичьей контрреволюции. Развертывается партизан­ское движение. К концу 1918 германская армия оккупантов разложилась. Уход ее из Белорус­сии сопровождался революционными выступле­ниями пролетариата и красных партизанских отрядов, руководимых большевистскими орга­низациями.
Это заставило оккупантов очистить Б. 1 янв.
1919  была провозглашена Белорус. Сов. Соц. Республика. 2/11 1919 был созван 1-й Всебело-русский Съезд Советов, к-рый вынес решение о слиянии с Литовской Сов. республикой 28/11 1919. Создалась Литовско-Белорусская Советская республика, или «Литбел». Польская оккупация, принесшая неисчислимые ■бедствия трудящимся Белоруссии продолжа­лась почти год, с лета 19x9 до 11/VII 1920, ког­да под напором Красной армии и героически-революционной борьбы пролетариата и трудя­щегося крестьянства в Б. Минск и вслед за этим и вся Б. были очищены от оккупантов. В сен­тябре 1920 польским войскам удалось вновь захватить Западную Белоруссию, которая до •сего времени перендавает гнет фашистской Польши. В конце 1920 начались переговоры Со­ветского правительства с Польшей по вопро­су о заключении мира. Последний был заклю­чен в Риге 18/Ш 1921.
Польша и после заключения перемирия в
1920  не переставала вести враждебную поли­тику по отношению к советской стране. При активном участии Польши в окт. 1920 была •организована бандитская армия Булак-Бала-ховича. В течение года бандиты срывали работу •по восстановлению разрушенного х-ва и куль­турному строительству в Б. Бандитизм как ■массовое явление был ликвидирован в Б. к концу 1921, но отдельные мелкие бандитские шайки продолжали еще оперировать в течение 1922 и даже в 1923.
После изгнания белополяков 1/VIII 1920 вновь была восстановлена БССР. В дек. 1920 ■был созван 2-й Всебелорусский Съезд Советов. БССР начала свое мирное строительство в со­ставе 6 уездов б. Минской губ. на территории в 60 т. км2, с 1,5 млн. населения. В марте 1924 БССР, по постановлению Союзного ЦИК, была укрупнена за счет присоединения к ней боль­шей части Витебской, Могилевской и некото­рых уездов Смоленской губернии, в декабре 1926 в состав БССР были включены Гомель­ский и Речицкий уезды.
Под руководством КП(б)Б Сов.'Белоруссия после Октябрьской революции выросла из от­сталой колониальной страны царской России в передовую индустриально-колхозную страну, в форпост Сов. Союза на рубеже с капитали­стическим Западом.
Компартия. Первый съезд КП(б)Б. со­стоялся в последних числах декабря 1918, ког­да 6-я Всебелорус. конференция РКП(б) была переименована в съезд. В начале 1932 состоял­ся XII Съезд КП(б)Б. В настоящее время в состав партии (на 1/1V 1932) входит 60.017 чел., *тз них кандидатов 21.745. По социальному поло- жению: рабочих 32.638 человек, крестьян'15.580, служащих 4.799.                                                     
Профсоюзы: на 1/IV 1932 всего членов 375.092. По нац. признаку (1931(: белоруссов 74,6%, евреев 24,4%, великороссов 5.5'0, по­ляков 2,7%, прочих 2,8%.
Лит.: Агурский С, Очерки по истории револю­ционного движения в Белоруссии (1863—1917 . Минск, 1928; Кнорин В., 1917 год в Белоруссия и на За­падном фронте, Минск, 1925. На белорус, яз.: :             > в Белоруссии (Сб. статей, воспоминаний и м . под ред. М. III у л ь м а н а, Минск, 1925); Щербаков В,. Октябрьская революция на Белоруссии и белополь-ская оккупация, Минск, 1930.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. До революции в Бе­лоруссии не было своего нац. театра. Русифи­каторская политика царского реисима, насиль­ственно подавлявшая все проявления нацио­нальной культуры, исключала возможность существования Б. т. Лишь изредка возникали кое-где, как результат усилий мелкобурл^уаз-ных групп националистич. интеллигенции, дра-матич. кружки любителей, ставившие в полу­легальных условиях спектакли на белорусском языке.
Только после Октября возникает Бел. те­атр. В 1920 создается в Минске первый Бел. гос. театр (БГТ 1(, в состав труппы которого во­шли, наравне с б. участниками белорусских любительских драмкружков, актеры-белоруссы провинциальной русской сцены. В 1921 Нар-компрос БССР организовал в Москве Белорус­ский гос. ин-т театрального искусства с 2 сту­диями—белорусской и еврейской. Ин-т про­существовал до 1926, работая преимущ. под руководством режиссеров МХАТ. В 192G из бел. студии создается Второй бел. гос. театр (БГТ 2(, а из еврейской—Бел. гос. еврейский театр. В первый период своего существования БГТ 1 и БГТ 2 находились под сильнейшим влиянием бел. нац.-демократов. Оригинальный репертуар БГТ 1 составлялся из буржуазно-националистических пьес, проникнутых нац.-демократической идеологией [«Кастусь Кали-новский» Мировича (1924), «Bip» Романовича (1926), «Тутэйшыя» Купалы (1927)]. Для ху­дожеств, оформления спектаклей БГТ 1 этого периода характерен натурализм с подчеркну­тым этнографизмом и национальной экзотикой. Репертуар БГТ 2 в первый период его развития проникнут мистикой и символикой.
Враждебная пролетариату тематика репер­туара БГТ 1 и БГТ 2 вызвала протест пролет, масс БССР, к-рый вылился в широкую театр, дискуссию (1929—1930). Буржуазным нац.-де­мократическим устремлениям была противопо­ставлена четкая линия борьбы за создание про­летарского по содержанию, национального по форме ft. т. Итогом дискуссии была смена нац,-демократического театр, руководства, после чего начинается перестройка работы театров. В БГТ 1 ставятся «Мятеж», «Бронепоезд»,первое пооизведение бел. пролет, драматургии «Гута» (Стеклозавод) Г. Кобеиа (1930). В 1930 БГТ 1 принимал участие во Всесоюзной олимпиаде искусств народов СССР. В основном для поста­новок БГТ 1 последнего периода характерен худоя:ественный реализм, не лишенный элемен­тов натурализма. В БГТ 2 перелом в работе оп­ределился постановками: «Разлом» Лавренева, «Рельсы гудят»и «Город ветров» Киршопа, «Пер­вая Конная» Вишневского (1930), «Кочегары» Гурского (1931) и «Напор» А. Александрови­ча (1931). Эти постановки были использованы театром для развертывания широкой обществ, работы со зрителем и оформлялись при непо­средственном участии организованного рабочего зрителя (добровольные бригады с предприятий,



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.