827
БЕЛЫЕ КРОВЯНЫЕ КЛЕТКИ—БЕЛЫЙ ТЕРРОР
828
левского знамени, замененного во время ре­волюции трехцветным; особенно—участники монархич. восстания в Вандее. Отряды респуб­ликанских войск, боровшиеся с вандейцами, на­зывались сини м и—по цвету своих мундиров. Впоследствии название Б. было распростра­нено на контрреволюционеров вообще.
БЕЛЫЕ КРОВЯНЫЕ КЛЕТКИ—тоже, что лейкоциты.
БЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ—общее наименование сплавов, содерлсащих в различных пропорциях олово, сурьму, свинец, медь и др. металлы. Разновидность Б. м.—б ританский ме­талл, британия-металл, британик с содержа­нием олова 85—88%, сурьмы 5—10%, висмута 1—5%, меди 0,1—3,7%, цинка 0—5%; хорошо отливается, штампуется, полируется, серебрит­ся; идет на изготовление лолгек, посуды. К бе­лым металлам относятся и антифрикционные сплавы.
БЕЛЫЕ МУРАВЬИ.—см. Термиты.
БЕЛЫЕ СТИХИ особый вид безрифменно­го стиха в силлаботоническом стихосложении (чаще всего в пятистопном ямбе, реже в трех­сложных размерах и хорее). Термин Б. с. не относится к стихам без рифм др. систем (свобод-. ный стих, античный стих и др.). Б. с. тесно связаны с драматическими лсанрами (благодаря близости к разговорной речи). Б. с. ввел впер­вые Триссино (итал. поэт нач. 16 в.). Б. с. пи­сали Марло, Шекспир (Англия), Лессинг (Гер­мания). В рус. литературе ими пользовались гл. обр. в начале 19в. (Кюхельбекер,Жуковский, Пушкин «Борис Годунов»), В современной стихотворной практике почти не встречаются.
БЕЛЫЙ—гор., р. ц. в с.-в. части 30, на сплавной реке Обше; 6,5 тыс. жит. (1932). Заго­товки леса, льна, пеньки.
БЕЛЫЙ, 1) Андрей (псевд. Бориса Нико­лаевича Бугаева, род. 1880)—поэт, г нист, литературовед. Из дворянско-пнтелли: ской семьи. В раннем творчестве Б. (четыре «Симфонии», М., 1902 08, и две книги лири­ки «Золото в лазури», М., 1904, «Пепел», СПб, 1909) проявляются основные черты мировоз­зрения позднего, в основе своей дворянского символизма. Социальная ущербность «младших символистов» приводит к увлечению мистичес­кой философией Вл. Соловьева о конце ми­ра, близком пришествии антихриста и т. п. С этим основным содержанием ранних произве­дений Б. связано и его дворянское неонароднп-чество (в «Пепле», в романе «Серебряный го­лубь», М., 1910). Крестьянство для Б. мисти­ческая, стихийная сила, к-рая приблизит осу­ществление его чаяний.
К началу предвоенного расцвета капитализма в России (1910—11) дворянский символизм Б. капитулирует перед бурл-суазной идеологией. В романе «Петербург» (П., 1916) он уже не исдет конца мира, а ищет путей к мирной реор­ганизации капиталистич. об-ва. В основУ ро­мана положены события 1905, причем Б. осуж­дает и мертвый рационализм царского пр-ва (в лице сенатора Аблеухова) и революц. дви-л-сение, к-рое для Б. является бредовой сти­хией. Преобразовать мир по Б. может лишь внутреннее самоусовершенствование, воскре­шение в себе «божественного разума», который в равной мере противостоит и рационализму и слепой стихии. Это противопоставление по­ложено в основу и более поздних романов Белого («Котик Летаев», Берлин, 1927, «Москов­ский чудак», Москва, 1926, и др.).
Октябрьскую революцию Б. приветствовал,, увидя в ней начало периода воскрешения бо­жественного разума (поэма «Христос воскрес»), В произведении «Ветер с Кавказа» (1928), со­чувственно изобрая^ая социалистическое стро­ительство в ЗСФСР, Б. однако обнаруживает свое непонимание подлинного смысла этого про­цесса, он не видит классовой борьбы, непра­вильно трактует национальную проблему*. В мемуарах «На рубеже двух столетий», давая острые сатирич. зарисовки быта дореволюц. дворянской и буржуа-зной либеральной интелли­генции Б. оошако не возвышается до крити­ки основ этой социальной группы. Стиховед­ческие работы Б. как дореволюционные («Сим­волизма), так и послереволюшюнные («Ритм, как диалектика») идеалистичны. е. Кн'ипович.
2) Виктор Б.(псевд. Давида Ароно­вича Б., р. 1904)—композитор, активный дея­тель пролет, муз. движения, был членом секре­тариата РАП.М (Российской ассоциации пролет, музыкантов).Из произведенийБ.наиболее попу­лярны: песня «26» (памяти бакинских комисса­ров), цикл песен «Война», массовые песни «Про­летарии всех стран, соединяйтесь!», «Голодный поход»—для хора с оркестром. Ярко выражен­ным обращением к революционной тематике оп­ределены основные черты творчества Б.чет­кость, сила, волевой напор. Вместе с тем Б. свойственно известное тяготение к психологиз­му, индивидуализму, звуковой утонченности, являющееся следствием непреодоленного еще Б. влияния соврем, зап.-европ. музыки.
БЕДЫЙ ГРИБ—см. Боровик.
БЕЛЫЙ ДОМдворец в Вашингтоне,в кото­ром я:ттвет президент САСШ. Название «Б. дупотребляется также как синоним прав: ства САСШ.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, полярный М.. или ошкуй, Thalassarctos maritir - — крупный представитеь семейства м- а
:. и 800 кг веса. Опасный хищник севе­ра. Питается рыбой, тюленями и др. морскими животными. Живет в прибрежной полосе на крайнем С. Европы, Азии и Америки. На Б. м. охотятся из-за меха, мяса и жира. Мировая добыча до 1.000 шкур в год. Цена шкуры око­ло 300 руб. золотом.
БЕЛЫЙ НИ Л—-р., то же, что Бахр-Элъ-Абгшд*
БЕЛЫ 3 ТЕРРОР—контрреволюц. террор го­сподствующих классов, обычно сопровождаю­щий поражение или разгром революц. движе­ния народных масс. Выражение «Б. т.» возникло во Франции во время его разгула после Реста&-I Бурбонов в 1815—16, особенно на Ю. Франции. Белым он был назван от белого фла­га, который носили роялисты в противопо­ложность тогдашнему революционному цветному флагу. При Июльской монархии Б. т. последовал за усмирением Лионского восстания 1834. Еше сильнее был белый террор пос­ле усмирения Июньского восстания рабочих в Париже в 1848. Жертв Б. т. после ДекаСръеко-го переворота Луи-Наполеона Бонапарта 2 де­кабря 1851 было до 26 тыс. арестовл-15 л\ из них приговоренных к раз. рам. Особенно свирепым разгулом Б. т. вояедался разгром Парижской Кожждны : когда одних лишь убитых и казненных без суда было приблизительно 30 тыс. чел. и де­сятки тысяч сосланных на каторгу.
Современный Б. т. Наиболее разви­тые формы получил Б. т. буржуазно-помещи­чьих групп по окончании мировой войны, когда».



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.