865
БЕРЛИНСКИЙ КОНГРЕСС—ВЕРЛИЦА МЕТОД
866
обоих пр-в вопросах. Б. д. устанавливает обя­зательство нейтралитета, если вторая сторона «подвергнется нападению третьей державы или неск. третьих держав». Б. д. запрещает участие одной из сторон в к.-л. коалиции третьих дер­жав, направленной к экономич. или финансо­вому бойкоту другой стороны. Обмен нот, со­ставивших приложение к Б. д., устанавливает, что, если Лига наций потребует на основании своего устава применения к.-л. репрессий про­тив СССР (напр. пропуск иностр. войск через территорию Германии), это требование не мо­жет быть осуществлено без согласия Германии. Б. д. был подписан после вступления Германии в Лигу наций и был нек-рой перестраховкой Германии против крена ее политики в сторону западной ориентации. Срок Б. д. истек в 1931, но особым протоколом, подписанным в Москве 24/VI 1931, действие его продлено бессрочно, с правом отказа от него не ранее 1933 с преду­преждением за год.
БЕРЛИ'НСКИЙ КОНГРЕСС, 13/Vi—13/VII 1878—представителей великих держав (России, Германии, Австро-Венгрии, Великобритании, Франции, Италии) и Турции, под председа­тельством Бисмарка, был созван в Берлине для пересмотра Сан-Стефанекого договора, закон­чившего Русско-турецкую войну 1877—78. Б. к. подтвердил признание независимости Сербии, Черногории и Румынии, причем Сербия и Черногория получили значительные прираще­ние территории за счет Турции, но подверг пе­ресмотру вопрос о созданной Сан-Стефанским договором «Великой Болгарии;.*. Создание по­следней означало бы огромное усиление влия­ния России на Балканском п-ове, и против этого усиления особенно протестовали Австро-Вен­грия и Великобритания. В результате Б. к. Болгария была разделена на две части: север­ная образовала княжество, вассальное Тур­ции, а южная—автономную турецкую провин­цию (Вост. Румелию). Босния и Герцеговина отдавались в управление Австро-Венгрии. При­обретения России были ограничены Б. к. ча­стью Бессарабии, утраченной после Восточной войны, Карсом, Батумом и Ардаганом. Б. к. подтвердил передачу Румынии отнятой у Тур­ции Добруджи взамен той части Бессарабии, края отходила к России. Закрытие проливов (Босфора и Дарданелл) для иностранных воен­ных судов было подтверждено Б. к.; вместе с тем отменялось ограничение морских сил России и Турции в Черном м., установленное Парижским трактатом 1856.
Лит.: Покровский M., Дипломатия и войны цар­ской России и 19 столетии, М., 1923.
БЕРЛИНСКИЙ ТРАКТАТ, 1878—трактат Берлинского конгресса.
БЕРЛИО-3(Berlioz),reKTop(1803—69)—франц. композитор и музык. публицист. Б.—один из наиболее выдающихся представителей т. н. программного направления в музыке, связанно­го с идеологией пореволюционной (после рево­люции 1789) мелкобуржуазной интеллигенции. Основной характерной чертой творчества Б. является глубокая внутренняя раздвоенность, края столь свойственна классовому сознанию мелкой бурлсуазии в эпоху установления бур-Лгуазной монархии во Франции. С одной сто­роны —романтически-экзальтированное прекло­нение перед революцией (Б. лично принимал участие в Июльской революции 1830),. отсюда стремление к большим симфоническим формам с неск. напыщенной, но конкретной революц.
тематикой («"Реквием», «Траурно-триумфаль­ная симфония»), резкий протест против «чи­стого искусства», попытка решительно пор­вать с традиционными симфоническими схема­ми выролодающегося клас­сицизма, ставшими убежи­щем реакционного форма­лизма, с другой стороны— субъективизм, тяготение к необузданной дикой фан­тастике, уход в мир лич­ных страстей («Фантасти­ческая симфония», «Га­рольд в Италии», «Ромео и Юлия» и др.). Конкретные последствия революции, к к-рой рванулся Б., отпугивают его от нее (харак­терен тот факт, что революцию 1848 Б. встретил резко враждебно); рост классового самосозна­ния пролетариата, выходившего на самостоя­тельный путь борьбы, вызвал крушение всех мелкобурж. чаяний. Т. о. «революционный» про­тест Б. имел в значит, мере внешний характер. Борьба с формалистическим эпигонством клас­сицизма приводит в творчестве Б. к разложе­нию классически-ясной симфонической формы Бетховена (от к-рого отталкивался Б.).
Симфонизм Б., превосходного дирижера и знатока оркестра, с его блестящей яркой и колористической оркестровкой (Берлиозом на­писано классическое «Руководство но инстру­ментовке»), имел громадное влияние почти на всю зап.-европ. музыку второй половины 19 ве­ка, а таклге на формирование художественных вкусов т. н. «Могучей кучки» в России.
Из произведений Б. кроме указанных нуж­но отметить еще: увертюры «Король Лир», «Римский карнавал», «Веверлей», оперы «Бен-венуто Челлини», «Троянцы», драматическую легенду «Осуждение Фауста», ораторию «Дет­ство христа». Кроме того Б. принадлежит ряд публицистических статей и фельетонов.
Лит.: Мемуары Гектора Берлиоза, ч. 1—2, СПБ, 1896; Стасов В. В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, СПБ, 1896; Р о л л а н Р., Музыканты наших дней, Пе­троград, 1923; Соллертинский П., Гектор Бер­лиоз, Москва, 1932.                                                 Г. X.
БЕРЛИ'ХИНГЕН,Гёц,фон(1480—562)—нем. рыцарь, участвовавший в Великой крестьян' ской войне. Избранный, несмотря на подозре­ние со стороны некоторых из крестьянских во-нодей в измене, в главнокомандующие всеми крестьянскими силами, Б. накануне решитель­ного сражения бежал. Предательство рыцарей, примкнувших, подобно Б., к крестьянам, было явлением обычным. Рыцари иногда соединя­лись с крестьянами для борьбы с общими вра­гами (светскими и духовными князьями и др.), но их классовые интересы слишком расходи­лись с интересами крестьян, подневольный труд которых эксплоатировался рыцарством.
Юный Гёте избрал Б. героем своей историче­ской драмы «Гёц фон Берлихинген».
БЕ'РЛИЦА МЕТОД — наглядный метод обу­чения иностранным языкам: ученикам показы­вают предметы или изображения их в каком-либо определенном положении или совершаю­щими какое-либо действие («собака лежит», (мальчик смеется»), называя эти предметы и их состояния только на иностранном языке, без перевода на родной. Ученик быстро нау­чается составлять несложные фразы из знако­мых слов. Грамматика не преподается. Отри­цательной чертой Б. м, является скудость на­копляемых слов и выражений, особенно отиле-
яМ. С. Э. т. I.
28



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.