887                                               БЕОСАРАБСКИЙ ПРОТОКОЛ—БЕССМЕРТИЕ                                               888
непосредственно вслед за «реформой» беднота в деревнях Б. составила 73%. Местный бесса­рабский кризис, вызванный оккупацией и ос­ложненный глубоким с.-х. кризисом в самой Румынии, и особенно мировой с.-х. и промыш­ленный кризис привели к развалу пром-сти и торговли и значительно ускорили процесс ра­зорения Б. и обезземеливания крестьянства при одновременном усилении роста кулачества. Наряду с политикой вытеснения из деревни Б. бедняцкой части коренного населения, в т. ч. и молдаван (напр. политикой усиления массо­вой эмиграции в Америку), румынское пр-во насаждает в Б. зажиточных колонистов (гл. образом из греческой Македонии), обеспечивая этих «носителей румынской национальной идеи» кулацкими наделами и создавая из них опо­ру фашистского режима.
1930, 1931 и 1932 характеризуются в Б., как и в Румынии, значит, подъемом революц. вол­ны, обострением классовой борьбы, активиза­цией революционного (унитарного( профдви­жения, усилением роли пролетариата как ге­гемона революц. движения, ростом полит, и организационного влияния компартии как сре­ди рабочих масс городов, так и среди бед­няцкого и середняцкого крестьянства. За эти годы произошел ряд массовых революц. демон­страций в городах и повстанческих вспышек и движений в деревне, ряд судебных процессов и каторжных приговоров над рабочими и кре­стьянами по обвинению в участии в компартии, комсомоле и рабоче-крестьянском блоке. Ре­волюционные массовые выступления служат серьезным препятствием для правящих клас­сов Румынии в их стремлении превратить Б. в плацдарм готовящейся интервенции против Сов. Союза. Особенно показателен в этом от­ношении режим, установленный Румынией на Днестре (см. Днестровская советско-румын­ская комиссия, Днестр). Полным контрастом является положение в Молдавской АССР. Ра­зоблачения на процессах вредителей («Торг.-пром. партии» и др.( показали, какая важная роль отводится Б. в планах империалистич. подготовки военного нападения на СССР.
В Сов. Союзе из бессарабских беженцев и эмигрантов организовалось Об-во бессарабцев с лозунгом «Прочь руки румынских захват­чиков от Бессарабии». Это общество ведет про­паганду против румынского владычества и за Сов. Б. Его орган—ежемесячник «Красная Бес­сарабия», выходящий в Москве с 1926. Анало­гичные орг-ции бессарабцев существуют и в ряде стран Зап. Европы (Чехо-Словакия, Австрия, Германия, Франция, Бельгия).
Лит.: Александрии., Бессарабия и бессарабский вопрос, М., 1924; Б а н т к е С, 10 лет борьбы против ру­мынских бояр.Л.—M.41928]; Б е р г Л., Бессарабия (Стра­на, люди, хозяйство), Петроград, 1918; Д е м б о В., Бесса­рабский вопрос, Москва, 1924; Адамов Е., Бессараб­ский вопрос в русско-румынских отношениях,«Междуна­родная жизнь», Москва, 1927, № 6—7.           В. Дембо.
БЕССАРАБСКИЙ ПРОТОКОЛ, Париж­ский протокол — заключенное 28/Х 1920 в Париже соглашение между Францией, Англией, Италией, Японией и Румынией о «признании суверенитета Румынии над бесса­рабской территорией». Б. п.—попытка импе­риалистич. держав международным «правовым» актом узаконить грабительский захват Бессара­бии Румынией. СССР опротестовал Б. п. и не­однократно заявлял об его непризнании. Несмо­тря на это Б. п. ратифицирован Англией (1923), Францией (1924), Италией (1926).
БЕ'ССЕЛЬ, Фридрих (1784—846)—выдаю­щийся нем. астроном и математик 19 в. Усо­вершенствовал искусство астрономии, наблю­дений и создал практич. астрономию в соврем, виде. Обработав наблюдения Брадлея, составил точнейший звездный каталог, определил положения около 75 т. звезд, впервые с уверенностью из­мерил расстояние до звезды— 61 Лебедя, обнаружил теоре­тически двойственность Си­риуса и Проциона, вычислив положение их спутников. Произвел в Пруссии градус­ное измерение и определил размеры Земли, употребляе­мые и доныне. Написал ок. 400 работ, многие из которых имеют и теперь выдающееся зна­чение, например способ вычисления солнечных затмений и покрытий звезд Луной, методы производства и обработки точных астрономии, наблюдений, решение геодезических задач, теория особых математических функций, нося­щих его имя.
БЕССЕМЕРОВА'НИ Е—способ получения ста­ли из чугуна, открытый в 1855 англичанином Г. Бессемером (1813—98). Значительно удешевил производство стали, так как требует ничтолсной затраты топлива. В грушевидную реторту (конвертер*), могущую вращаться, вво­дят расплавленный чугун, обычно специально приготовленный (бессемеровский), содержащий 1,25—1,75% кремния, до 4% углерода и ок. 1,5% марганца, и пропускают через отверстия в днище ток воздуха под давлением в 2 атмо­сферы. Происходит окисление (горение) крем­ния, марганца и углерода. За счет горения гл. обр. кремния темп-ра доходит до 1.600°; угле­род почта весь сгорает, получается мягкое, но отчасти окисленное кислородом воздуха же­лезо; для раскисления и обуглероживания его в него вводят дополнительно ок. 11% т. н. зеркального чугуна, содержащего до 22% марганца, после чего получается сталь. Про­должительность процесса 15—20 мин.; об окон­чании его судят по спектру пламени. Одна плавка может дать до 18 т стали, один кон­вертер делает в сутки до 40 плавок. Угар ме­талла ок. 12%. В последнее время бессемеров­ский способ изготовления стали вытесняется более экономичным мартеновским производст­вом стали, зато стало развиваться т. н. «малое бессемерование» для производства стали на литье—в конвертере с боковым дутьем полу­чается (1—2"т) очень горячая и жидкая сталь.
БЕССЕМЯННЫЕ РАСТЕНИЯ—дающие пло­ды без семян или с семенами, неспособными к прорастанию. Такое образование плодов наблю­дается только у некоторых растений, разводи­мых человеком (ананас, бананы, некоторые сор­та мандаринов, винограда, огурцов, яблок, груши-бессемянки и др.). Размножаются такие растения бесполым, вегетативным путем, напр. побегаоми, черенками, прививкой и т. п.
БЕССИЛИЕ МУЖСКОЕ—см. Импотенция.
БЕССМЕРТИЕ—1) возникшая еще у перво­бытного человека вера в посмертное существо­вание человеческой личности; свидетельством этой веры служит погребение мертвецов с ору­жием и запасами пищи. Вера в посмертную жизнь старше веры в души, существующие от­дельно от тела (см. Анимизм). Анимистические верования и связанный с ними культ предков



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.