889
БЕСОМЕРТНИКИ—БЕСТ
890
преобразовали мысль о Б.: появилась вера, что бессмертны лишь души, а не тела. Но и души не представлялись бессмертными навеки. Вера в вечное бессмертие души зародилась и ук­репилась лишь значительно позже в недрах т. н. высших религий. Идеалистическая фило­софия до сего дня под утонченными, ложно-научными формами сохранила пережитки пер­вобытных суеверий о Б. души.
Лат.: СтепановИ., Очерк развития религиозных верований, 4 издание, Москва—Ленинград, 1925; К у-нов Г., Возникновение религии п веры в бога, 4 изда­ние, Москва—Ленинград, 1925.
2) В биологи и—выдвинутое нем. биоло­гом А. Бешметом учение о том, что живое существо может избегнуть смерти, поскольку оно размножается. Те существа, тело которых целиком переходит в тело потомства, как у од­ноклеточных, обладают поэтому потенциаль­ным Б. Но у высших организмов в тело потом­ства превращается не вся протоплазма родите­лей, а только элементы воспроизводительной системы, «зародышевая плазма», к-рая и обла­дает потенциальным Б. Т. к. высшие организ­мы произошли путем эволюции из одноклеточ­ных существ, то основным свойством о/сизнн и является Б., а смерть появилась лишь впослед­ствии. В качестве причины смерти Вейсман вы­двигает дифференциацию клеток сложного ор­ганизма, приведшую к ограничению их спо­собности размножаться.
На самом деле Вейсман придал форму объяс­нения простому описанию факта преемственно­сти жизни от одного существа к другому. Опы­ты с изолированием тканей доказали возмож­ность неограниченного размножения при опре­деленных условиях также и очень дифферен­цированных клеток.
Учение о Б. реакционно, т. к. дает «научную» подпорку поповщине. Именно поэтому оно по­лучило известное распространение среди реак­ционных бурж. биологов. Получило оно также отражение у механистов, как и у моныневист-ствующих идеалистов. Основопололшик учения о многоклеточных и одноклеточных организ­мах Э. Геккель относился к Б. резко отрица­тельно. Ф. Энгельс писал, что «отрицание жиз-ни по существу заложено в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в отношении к сво­ему неизбежному результату, заключающему­ся в ней постоянно в зародыше—к смерти... Жить значит умирать».
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, 5 изд., М.—Л., 1931; Геккель Э., Мировые загадки, 2 изд., Москва, 1922; Бауэр Э., Физические основы в биоло­гин, Москва, 1990.
БЕССМЕРТНИКИ, и мм о ртел и—различ­ные растения сем. сложноцветных, с сухими ярко окрашенными листочками обвертки соц­ветий, не изменяющихся при высыхании (от­сюда название Б.). Растут в различных частях света; разводятся в садах; идут на сухие бу­кеты. В СССР к Б. относится цмгт, а также характерный для юга Xeranthemum annuum с лилово-розовыми листочками обвертки.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ—термин, имеющий в психологии несколько значений. Им обозна­чают часто невро-физиологические процессы, не ощущаемые нами или приводящие к автома­тическим, не требующим внимания действиям (см. Абтомапшзм). Примеры таких процессов: деятельность симпатической нервной с ютемы, обслуживающей работу сердца, желудка и др. внутренних органов; рефлекторное (см. Ре­флекс) выпрямление при внезапном нарушении (равновесия тела; осуществляемые с помощью |
коры головного мозга привычные, давно за­ученные действия. Эти последние, напр. вя­зание, пользование вилкой и ножом во вре­мя еды, могут правильно совершаться при на­правленности внимания в др. сторону и в этом случае протекают повидимому без достаточно сильного возбуждения высших отделов нерв­ной системы.
С др. стороны, термином Б. обозначают пси-хич. побуждения, способные привести к слож­ным поступкам, но в то же время не подотчет­ные сознанию человека, не соответствующие его сознательным целевым установкам. Такие со­стояния могут иметь место при гипнозе, при некоторых психических заболеваниях. В этих случаях нарушения физиологии, деятельности мозга лишь способствуют выявлению внутрен­ней психо-физиологич. неслаженности челове­ка, к-рая в основном есть одно из своеобраз­ных последствий искривленного развития лич­ности в невыносимых экономии, и культурно-бытовых условиях классового общества—капи­тализма и др. антагонистич. общественных фор­маций. Эта тонка зрения естественно чужда бурж. психологам (Фрейд и др.), к-рые подхо­дят к вопросу о Б. чисто биологически, настаи­вают на преобладании бессознательных побу-ждений над сознательными, связывая это пре­обладание с якобы нематериальной природой психики (ср. Фрейдизм).                               и с
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯН И Е—пони­жение возбудимости мозга, при к-ром раздра-жения от внешнего мира и собственного тела не вызывают почти никаких реакций (напр. об­морок). Б. с. может быть вызвано механически­ми моментами (удар по голове), химическими (вдыхание хлороформа, эфира и т. п.), отравле­нием токсинами при инфекциях, нарушением мозгового кровообращения и др.
БЕССОННИЦ А—отсутствие сна несмотря на желание заснуть и потребность человека в сне. Причиной Б. могут быть особенности психич. состояния (переутомление, волнение, наркома­нии), некоторые психич. заболевания (белая горячка, маниакальное состояние и т. п.) и др. болезни. Прекращается с уничтожением ос­новной причины.
БЕССПОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО—упрощен­ное производство по документам, к-рым закон придает характер бесспорных (расчетная книж­ка, акцептованная фактура и т. д.) и которые составлены в установленной законом форме. Требование, рассматриваемое в порядке Б. п., должно быть предъявлено в 2-мес. срок со дня срока платежа. Вопрос решается соответств. должностным лицом, причем ответчик не вызы­вается. В случае заявления спора со стороны ответчика против этого решения, дело решается в общесудебном порядке. Органом Б. п. в РСФСР в основном является нотариат (Полож. о гос. нотариате РСФСР, ст. 47). Форма Б. п.—но­тариальная исполнительная надпись или су­дебный приказ.
БЕССУДНАЯ ГРАМОТА, в древней Руси, 1) иначе несудимая грамот а—жалован­ная грамота об освобождении к.-л. лица от под­судности общим судам, с установлением непо­средственной подсудности великокняжескому суду. 2) Судебная грамота, дававшаяся в слу­чае неявки к.-л. из тяжущихся сторон стороне явившейся и в ее пользу без предварительного судебного разбирательства.         
Б ЕСТ-в Персии неприкосновенное убежи­ще, откуда лицо, преследуемое властью, не мо-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.