893
БЕТОН—БЕТХОВЕН
894
Являлся сторонником соглашения с Англией, но должен был в этом вопросе уступить военной клике; во время войны 1914 возбудил против се­бя военное командование неясной позицией в вопросе о подводной войне. В результате Б.-Г., по настоянию верхов армии, в 1917 должен был выйти в отставку. Б.-Г.—автор воспомина­ний о войне, имеющихся в рус. пер. («Мысли о войне», М.—Л., 1925).
БЕТО'Н—строительный материал, состоящий из вяжущего вещества (преимущ. цемент) и камневидных частиц различной крупности (пе­сок и гравий или щебень). Вместо цемента при­меняют и другие вялсущие вещества, дающие асфальтовый, известковый, трасовый и друг. Б. Раствор, т. е. входящая в Б. смесь цемента и песка, может быть жирным или тощим, смо­тря потому, имеется ли избыток или недоста­ток цемента в растворе для заполнения пустот между зернами песка. Различают плотные и пористые Б. в зависимости от избытка или не­достатка раствора для заполнения пустот ме­жду щебенками. По количеству воды, добав­ляемой при изготовлении Б., получают жест­кий, пластичный и литой Б. Приготовление Б. производится ручным или машинным способом. В первом случае на досчатой платформе снача­ла перемешивают па-сухо цемент с песком, за­тем добавляют смоченный щебень или гравий, и по мере дальнейшего перемешивания нали­вают необходимое количество воды. При ма­шинном способе в бетоньерках все материа-
БЕТСИЛЕ'О—малайская народность на Ма­дагаскаре. Сев. Б. ассимилировались с гови, к к-рым Б. близки, и превратились в одну из их ветвей. Остальная часть Б. оттеснена на IO.» в горы. Искусные земледельцы, умеющие при­менять искусственное орошение на своих ри­совых полях. Общая численность Б.—около 950 тыс. человек (1925).
БЕТХО'ВЕН (Beethoven), Людвиг, ван (1770—827)—гениальный нем. композитор. Род. в гор. Бонне в семье музыканта. Студенческие годы жиган Б. совпали с началом Великой франц. революции, к-рая нашла у Б. горячий отклик В 1792 Б. переезжает в Be. ну, где и живет почти без­выездно до самой смерти.
Творчество Б. с огром­ной силой выразило само­сознание буржуазии в ее борьбе с феодальной куль­турой. Германская буржу­азия была слишком слаба для непосредственной ре-волюц. борьбы, что было обусловлено эконо­мической и полит, отсталостью Германии. Дей­ственность Великой франц. революции т. о. пре­вратилась в условиях Германии той эпохи в действенность мышления передовых нем. фило­софов, поэтов, музыкантов, «создававших иде­альный образ буржуазного мира» в искусстве. Б. под непосредственным воздействием Великой франц. революции стал на путь сознательной борьбы с остатками миросозерцания феодальной аристократии. Глубокая социальная тематика, идея всепобеждающей борьбы, диалектичность муз. мышления и оптимизм характерны для творчества Б., представляющего кульминаци­онный пункт достижений революц, буржуазии в музыкальном искусстве.
Б. принадлежат: девять симфоний (не считая юношеской, т. н. «Иенской»), 2 мессы, опера «Фиделио», музыка к трагедии Гёте «Эгмонт», к балету «Прометей», «Афинским развалинам», множество камерных произведений (трио, квар­теты, квинтеты и др.), концертов, сонат (Для фортепиано, скрипки, виолончели и др. ин­струментов) и вокальных произведений (ро­мансы, песни).
Условно мояшо установить три этапа разви­тия творчества Б.: ранний Б. (до 1800)—это В., перерабатывающий и преодолевающий муз. наследие прошлого, гл. обр. Баха, Генделя, Моцарта, Глюка и Гайдна. В среднем периоде (примерно—1801—15) В., преодолев влияние галантного аристократического стиля, создает новый музыкальный стиль, синтезируя в нем стремления бурж. композиторов к динамизму, эмоциональной насыщенности творчества, рас­крывая диалектику (идеалистическую) музы­кального мышления. Одновременно с борь­бою против упадочных черт феодальной психо­логии Б. пришлось бороться и со всеми про­явлениями мелкобуржуазного самодовольства,, филистерства, пошлости. Даже переходя ино­гда от основной своей тематики—героической борьбы—к пасторальным, мягко-лирическим картинам, Бетховен почти никогда не впадает в пошлость, приторность, слезливую чувстви­тельность.
Поздний период творчества Б. совпадает с началом европ. реакции. Б. все больше уходит в себя; в произведениях этого периода преоб­ладает индивидуалистическое, субъективист-
лы сначала пере­мешиваются на­сухо, а затем до­бавляется вода. В виду того что смоченный це­мент скоро начи­нает схватывать­ся (твердеть),
приготовление и укладку отдельных порций бетона необходимо производить быстро. При­готовленный Б. укладывают или выливают в формы, в к-рых он по истечении нек-рого вре­мени затвердевает. Жесткий и пластичный Б. необходимо трамбовать, причем тем тщатель­нее, чем меньше воды в бетонной массе. Литой Б. настолько жидкий, что он стекает в формы по желобам, уложенным под углом 20—27°.
Б., хорошо выдерживая сжатие, обладает в 8 раз меньшим сопротивлением на разрыв. Для устранения этого недостатка, сильно ограничи­вающего область применения Б., в бетонную массу закладывают железный каркас, образуя железобетон, причем Б. работает на сжатие, железо на разрыв.
Б ЕТО Н И Т— бетонные камни с пустотами в се­редине, употребляемые для постройки зданий. Б. менее теплопроводен, чем сплошной бетон, значительно легче и дешевле его. При значит. размерах пустот для уменьшения циркуляции воздуха, увеличивающей теплопроводность стен из Б., пустоты заполняют шлаком.
БЕТОНЬЕ'РКА, бетономешалка машина для тщательного механического пере­мешивания составных частей бетона (рис. Б. см. при статье Бетой).



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.