901                                                                          БИБЛИОТЕКА—БИБЛИЯ                                                                          902
Иркутской Б.: «Матерью отечества дарован­ных книг хранилище, сооруженное попечением начальства и ияодивением сограждан». Разви­тие капитализма в России выдвинуло новые классы, предъявило новые требования к биб­лиотечной работе. После реформы 1861 орга­низуются городские Б. при городских думах и управах, неск. позлее появляются и «народ­ные Б.» земские, об-ва попечительства о трез­вости и т. п. Подбор книг в этих последних ог­раничивался специальными списками мин-ва внутренних дел и мин-ва народного просвеще­ния. Имело к этому близкое отношение и жан­дармское управление. Сеть «народных библио­тек» была крайне слаба. В начале 900-х гг. в 14 губерниях было 2.700 Б.; средняя Б. имела 400—500 книг. Работа в пореформенных Б. ве­лась главным образом либеральной буржуаз­ной интеллигенцией.
С первых же шагов революционной борьбы пролетариата начинают формулироваться его задачи как носителя новой культуры, склады­вается новый тип лит-ры, определяется отно­шение к Б. Через неск. дней после организа­ции пр-ва Коммуны все Б. Парижа были на­ционализированы. Октябрьская революция сра­зу включила работу Б. как часть народного образования в систему мероприятий Сов. вла­сти. В условиях гражданской войны и разру­хи надо было прежде всего сохранить ценное книжное имущество, оставшееся в наследство от прошлого, и двинуть новые книги, политиче­ские брошюры, листовки, плакаты в массы. В 1919 В. И. Ленин дает четкую перспективу работы: «Мы, должны использовать те книги, к-рые у нас есть, и приняться за создание орга­низованной сети Б., к-рые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книж­ку, не создавать параллельных орг-ций, а соз­дать единую планомерную орг-цию». В конце 1920 издан декрет об единой библиотечной сети. С периодом нэпа Б. переходят на бюджет от­дельных ведомств и орг-ций (политпросветы, профсоюзы, Красная армия и т. д.). Это период сформирования разного типа Б., замены старой книги—советской, разработки форм массовой работы, смыкающей книгу со всей полит, и хоз. работой. В 1924 созывается первый биб­лиотечный съезд. Его резолюции определяют сов. Б. как «орудие выработки коммунистиче­ского мировоззрения». Реконструкция народ­ного х-ва, введение всеобщего обязательного обучения, близость полной ликвидации негра­мотности ставят новые задачи перед библиотеч­ной работой. По данным Госплана СССР, в 1930 в СССР было 28.812 Б. с 78 млн. книг (в горо­дах—8.902 Б. с 54 млн. книг, в деревне— 19.910 Б. с 24 млн. книг). Перестройка Б. со-провождается острой классовой борьбой. До конца вскрываются остатки старых либераль­но-буржуазных влияний в библиотечной рабо­те, разоблачаются формы правого оппортуниз­ма, вскрываются тенденции «левых» загибов, стремление перескочить сразу неск. ступеней в деле организации единой библиотечной сети. Б. фабрик и з-дов, совхозов, колхозов ведут свою работу по цехам и бригадам, связывают ее с конкретными нуждами производства. По­литическая и техническая книга занимает в этих Б. первое место. Наряду с библиотекарем работают тысячи культармейцев, книгонош, чтецов, связистов из самих рабочих и колхоз­ников. Уточнена работа специальных Б., Б. школ. Одними из крупнейших Б. в мире стали
Б. им. Ленина в Москве (б. Румянцевский му­зей—4 млн. книг) и Ленинградская публичная Б. благодаря систематич. пополнению всеми выходящими книгами. Во всех союзных рес­публиках имеются свои республиканские Б. Подготовка библиотечных работников в Со­юзе ССР идет через курсы для культармейцев, техникумы, Ленинградский политпросвет, ин-т и специальную высшую библиотечную школу— Московский библиотечный ин-т (МБИ). В ка­питалистических странах крупнейшими Б. яв­ляются: Национальная вашингтонская Б. (в САСШ), Национальная Б. в Париже, Б. Бри­танского музея в Лондоне.
Лит.: Что писал и Говорил Ленин о библиотеках (Сб. отрывков из статей и речей), изд. Главполитпросвета НКП РСФСР, M.—Л., 1929; Э л ь к и н а Д., Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России, M.—Л., 1930; Д е р у н о в К..Типичные черты в эволюции русских центральных Государственных книго­хранилищ, «Библиографические известия», Москва, 1925, № 1—4; его же, Типичные черты в эволюции русской «общественной» библиотеки, И., 1924; журнал «Красный библиотекарь» (М., 1923—).                            А. Кравченко.
«БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ»—ежеме­сячный журнал, выходивший в Петербурге с 1834 под ред. О. И. Сенковского. В конце 30-х и начале 40-х гг. л-гурнал имел небывалое для того времени число подписчиков (7.000), об­служивая среднюю буржуазию, чиновничест­во, провинц. интеллигенцию. Безыдейная, по­ставленная на коммерческую ногу, «Б. для ч.» стремилась угодить своим читателям обильным и занимательным материалом; много места уде­лялось популяризации новых достин^ений в на­уке и технике. «Б. для ч.» вела ожесточенную борьбу с «Современником» Панаева и Некрасо­ва. С1856 «Б. для ч.» редактировал Дружинин, позднее Писемский, Боборыкин. Закрылся журнал в 1865.
БИБЛИОФИ 'Лценитель и собиратель книг.
БИБЛИЯ (греческ.книги)сборник «свя­щенных» книг христианской церкви, разделя­емый ею на Ьетхий и Новый заветы. Т. н. Вет­хий заветдохристианского происхождения и является «священным писанием» также и ев­реев. Книги Ветхого заветасамого различ­ного времени написания, происхождения и со­держания: повествующие о происхождении ми­ра и древнейшей «истории» еврейского народа (Бытие, Исход, книги Царств, Паралипоменон и др.), культовые (Левит, Второзаконие), об­личительные, назидательные, социально-рели­гиозные (Пророки), религиозно-философские (Книга Иова, Экклезиаст и др.), эротические (Песнь песней) и др. Книги Нового заветахристианского происхождения и распадают­ся на Евангелия, Деяния апостолов, Посла­ния апостольские и Апокалипсис Иоанна. Цер­ковь учит, что новозаветные книги все целиком, а ветхозаветныев большей части, были напи­саны по вдохновению святого духа, а потому непогрешимы и святы. Библейская критика развенчала эту «боговдохновенность», «непо­грешимость» и «святость» и показала, что в Б. мы имеем дело с произведениями, полными грубых ошибок, искаженьй исторических фак­тов, явных вымыслов, непримиримых противо­речий, заимствований из «языческих» (особен­но из ассиро-вавилонской и персидской) мифо­логий, нелепых учений, рассказов, нередко от­талкивающих своею безнравственностью и не­пристойностью. Она доказала, что книги эти в большинстве случаев были написаны не теми лицами и не в те эпохи, коим они приписы­ваются, и что они много раз подправлялись
*29


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.