963                                               БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ—БОГОЛЕПОЪ                                                964
БОГ ДАНОВ-ВЕЛЬСКИЙ, Никола и Петрович (род. 1868)—живописец направления идейного реализма. Жанры из жизни крестьянских де­тей. Живет в эмиграции.
БОГДАНОВИЧ, 1) Ипполит Федоро­вич (1743—803)—русский поэт. Период дея­тельности Б. относится к моменту обострения классовой борьбы между развивающейся бур­жуазией и дворянством. Часть дворянства в этот период шла на сближение с буржуазией, другая—консервативное дворянство — стреми­лась сохранить свои прежние позиции. Вырази­телем настроений этой части и явился Б. В ос­новном своем произведении «Душенька» (как и в ряде др.) под прикрытием волшебных при­ключений Б.резко противопоставляет простоту, естественность, близость к природе—корысто­любию, жадности и т.п. порокам. Обличая их, он ратует за патриархальную лшзнь на лоне природы. Собрание сочинении Б. издано Смир-диным, 1848, СПБ.
Лит.: Русская поэзия, под ред. С А. В е н г е р о в а, т. I (18 в.), СПБ, 1897.
2)  Ю р и й Николаевич (Кобозев) (1850—88)—участник покушения на Алексан­дра 11 (мина на Малой Са­довой); Б. начал свою дея­тельность как землеволец;' участвовал в Казанской де­монстрации] 87G. Участник хождения в народ. Носле образованпя«Народной во­ли» Б. вступил в ее ряды. Арестован в Москве в 1882, был привлечен к процесс]] 17-ти (1883) и приговорен к смертной казни,заменен­ной каторжными работами без срока. Богдано­вич умер в Шлиссельбурге.
3)  Ангел Иванович (1860—907)—кри­тик и публицист. Бывший народник и один из орг-торов партии «Народное право»,Б. перешел потом к частичному восприятию марксистских идей. Сотрудник и член редакции журнала «Мир божий», Б. в своих «Критических заметках» был не очень сильным, по довольно популяр­ным в свое время выразителем настроений мел-к<(буржуазной радикальной интеллигенции.
4) М а к с и м (1892—917)—белорусский поэт. Печатался в «Нашей ниве» и др. Б.—наиболее яркий выразитель бурж. интеллигенции пред­октябрьского периода. Безнадежный разлад белорусской буржуазии с русским самодержа­вием, с одной стороны, и страх перед растущим рабочим движением, с другой,—отразились на произведениях Б. Его творчество, пронизанное национализмом, полно пессимизма, безнадеж­ности, мистики и ужаса перед жизнью. Поклон­ник искусства для искусства, Б. уходит в мир таинственных звуков. Мастер стиха, Б. куль­тивирует разнообразные формы: сонет, триолет, октавы, рондо и др. Сборник стихов Богдано­вича «Вянок» (1913).
БОГДЫХА'Н (монгол.—«святой хан») — пе­решедшее в рус. яз. монгольское наименование китайских императоров. В Китае Б. назывался х у ан-д и.
Б О Г Е 'М А (франц.— цыганщина) — слой де­классированной интеллигенции (художников, литераторов и др.), ведущей беспорядочны!"; об­раз жизни.
БОГЕ'МИЯ (Bohmen)—нем.название Чехии.
БОГЕ'МСКИЕ БРАТЬЯ—наименование двух различных орг-ций, образовавшихся после па-
дения Табора, средоточия коммунистич. движе­ния в Богемии в середине 15 века, и отразивших внутр. расслоение в самом Таборе, а также его организационное деление на «военные» и «до­машние» общины. Одна из них. ставшая демо­кратической военной орг-цией, переселилась в Венгрию и Польшу, где нашла себе примене­ние в качестве наемного войска (отряды Б. б.). Другая, цолукоммунистич. секта, мерная, во главе с Петром Хелъчщким, стремилась к все­общему равенству, осуществляемому мирным путем и помимо гос-ва как источника неравен­ства. Члены общин были связаны взаимопо­мощью; частная собственность не запрещалась. Они не хотели знать ученых, видя в них од­но из привилегированных сословий, но заботи­лись о народных школах. Вначале их сильно преследовали, но секта разрасталась, стала на­коплять богатства и постепенно примирялась с действительностью, признав наконец и гос. власть. В 16 в. Б. б. стали принимать в секту представителей знати, и секта утратила ком­мунистич. тенденции. В 17 в. Тридцатилетняя война принесла гибель общине Б. б. Рассеян­ные остатки их удержались в 17 и нач. 18 вв. в Саксонии, преимущ. под именем вернгутеров. Лит.: К ауте к и й К., Предшествеппикн новейше­го социализма (ряд изданий).
БОГЕ'МСКИЙ ЛЕС—горы по границе Чехо-Словакии п Баварии, сложенные гранитами и гнейсами, до 237 км дл. Образованы в палео­зойское время (герцинская складчатость). Выс­шая точка—рора Арбер (1.457 м(. На склонах— леса, пастбища, местами—поля. Б. л. служит границей между немцами и чехами.
БОГОДУХОВ—город, р.ц. Харьковской обл. УССР, ж.-д. ст.; 14,9 т. ж. (1931). Кожевенный з-д. В р-не крупный сахарный и винокур, з-ды.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО —реакционное рели гиозно-философское течение, зародившееся сре­ди части бури:, и мелкобурж. интеллигенции России конца 19 и начала 20 вв. и получившее распространение после поражения революции 1905. Связанное с лит. течением декадентства и его словесным протестом против «мещанства • ото движение отражало. пессимизм тех слоев бурж. рб-ва, которых пугали, с одной стороны, обострение классовых противоречий и все бо­лее ярко выявлявшаяся неустойчивость капи-талистич. строя, с другой—угнетало сознание бессилия интеллигенции найти выход из «не­разрешимых» противоречий. В эпоху спада ре­волюционной волны после 1905, «сбившись с дороги на земле» (Плеханов), они стали искать «путинна небо», разрешения противоречий в призрачном мире мистицизма. Виднейшими представителями Б. были Д. Мережковский, Н, Бердяев, С Булгаков и др. сотрудники журн. «Новый путь», «мистический анархист» Г. Чул-ков, Н. Минский, Вяч. Иванов, А. Белый и др. •Ср. Богостроительство.
Б О ГОЛЕ ПО В, 1) Николай Павлович (1846—901)—реакционный царский министр народного просвещения (с 1898),проф. римского права, автор правил (1809) об отдаче студентов за «беспорядки» в солдаты. Убит студентом с.-р. Карповичем в феврале 1901.
2) Дмитрий Петров и ч (р. 1885)—ста­рый б-к (с 1907), экономист. Революц. работу начал в 1902. Работал в большевистской фрак­ции 4 Государственной думы, в большевист­ских газетах и журналах. В 1917—20—член коллегии, а затем зам. наркомфина РОФСР и УССР, потом работал в Госплане. С 1914-


Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.