153
«АД»—АДАНА
154
за сооои представление, что души умерших пре­бывают в огромной темной пещере, в земле или под землей, в «подземном царстве», где влачат жалкое существование. С возникновени­ем классового общества и его репрессивного аппарата, выработкой идей угол. вин.. и ответ­ственности, греха и возмездия, царство мерт­вых в представлениях верующих раздвоилось: па местопребывание праведников—рай и место мучений грешников—А., причем «праведника­ми» так или иначе оказываются представители правящего класса и жречества.
По верованиям христиан, души умерших грешников подвергаются мучениям со сто­роны разного рода чудовищ, сатаны и его по­мощников—бесов—и мучаются в адском огне («геенне огненной»). Образ А. в виде «тьмы внеш­ней», где «плач и скрежет зубов», заимствован из обихода рабовладельческого общества: «тьма внешняя» (или «кромешная») — общественная тюрьма, темница для рабов, с наиболее жесто­кой системой наказаний; обычно она находи­лась «вне» (за городом), и рабовладельцы-хо­зяева отсылали туда наиболее провинивших­ся рабов.
Церковным учением об А. н загробных муче­ниях пользовались и пользуются эксплоата-торские классы в союзе с церковью и попами как средством морального подавления угнетен­ных масс; запугивая темные массы ужасами вечных адских мук, они призывают их к безро­потному примирению с улсасами земной жизни, на к-рые обрекает трудящихся гнет эксплоата-торского классового общества.
Лит.: Степанов И. И., Очерк развития религиоз­ных верований, 4 изд., M., 1925; К н о п ф Р., Происхож­дение и развитие христианских верований в загробную жизнь, СПБ, 190S; Л а ф а р г П., Происхождение и раз­витие понятия души, If., 1923; К у п о в Г., Возникнове­ние религии и веры в бога, 4 изд., М., 1925.
«АД»-—название группы, к-рая, по показани­ям некоторых ишутинцев, существовала в ре-волиц. «Организации» Ишутина. В эту груп­пу должны были войти наиболее решительные революционеры. Задачи группы: организовы­вать цареубийства до тех пор, пока не появится нр-во, к-рое начнет осуществлять социальные реформы ишутинцев, следить за остальными членами орг-ции, карая их смертью за измену, л случае революции—наблюдать зареволюцион-льш пр-вом.«А.»должен был начать действовать, . ак только в,нем наберется 30 членов. В состав «А.» якобы входили Ишутин, Ермолов, Юрасов, Странден, Каракозов и др. Большинство ишутин­цев на процессе отрицало существование «А».
АДА'ЖИО (итал.—медленно)—в музыке темп средний между ларго—совсем медленным , и анданте — умеренно медленным; также музы­кальная пьеса или часть ее в соответственном темпе.
АДАЙ-ХОХ—одна из гл. вершин Бокового хребта Бол. Кавказа на границе сев. Осетии и Груз. ССР, у Военно-Осетинской дороги, вы­сота 4.648 м; сложена из трахита, покрыта веч­ным снегом и имеет ледники.
АДА'ЛИЯ—гл. гор. одноименного вилайета Турции, у Адалийского залива Средиземного м. на юж. берегу М. Азии; zb'т. ж. (1927). Вывоз хлеба, леса, шерсти.
Во время мировой войны Италия по итало-британскому соглашению, позднее по Лондон­скому договору от 26/IV 1915 получила, в слу­чае раздела Турции, особые права на Юж. Ана­толию и гл. обр. на территорию A. 12/V 1919 в целях осуществ, ения приобретенных нрав
итальянцы оккупировали район А. Но изме­нившееся общеполитич. положение и рост иац.-освободит. движения в Анатолии заставили Италию меньше, чем через два года, отказаться от этой оккупации.
АДАМА'УА—область в Африке, в Судане, в верховьях р. Бенуэ, пограничная между Каме­руном и Нигерией. Волнистая степь, пересекае­мая гранитными вершинами до 1.500 м высоты. Населена скотоводческими племенами, главный город Иола.
АДАМИ'ЗМ (от Адам)—литературное напра­вление более известное под назв. акмеизм.
АДАМ И 'ТЫ—коммунистическая секта в 15 ве­ке в Чехии среди. бедняцких слоев, крайнее направление в Таборе—средоточии радикаль­ных элементов гуситства. Адамиты настаивали на полной общности имущества и упразднении индивидуальной семьи. Они соединяли свои социальные идеалы с религиозными представ­лениями об «адамовом состоянии» (первобыт­ном человеке) как прообразе идеального чело­вечества. По имени главного распространите­ля их учения, крестьянина Николая, А. назы­вались также николаитами. Ббльшая часть адамитов была истреблена умеренными таборитами.                                                   ,
Лит.: В о л г и и В., История социалистических идей, ч. 1, М.—Л., 1928; Б е е р М., Всеобщая история социализ­ма и социальной борьбы, М.—Л., 1927; Каутский К., Предшественники новейшего социализма (разн. изд.).
АДАМОВ ПИК—горная вершина на острове Цейлоне. Высота 2.241 м.
АДАМОВА ГОЛОВА—бабочка, см. Мертвая
голова..
АДАМОВО ЯБЛОКО—см. Кадык.
А'ДАМС, Джон (1819—92)—англ. астроном. Еще будучи студентом, А. одновременно с Ле-верье путем математич. расчетов открыл в 1846 существование неизвестной тогда планеты Неп­тун по неправильностям (возмущениям), наблю­давшимся в движении планеты Уран, и указал место, где новая планета должна находиться на небе. Работа А.—пример выдающегося значе­ния математики в области научных открытий и предсказаний. Из др. работ А. замечательно исследование движения Луны.
АДА'МСИЯ, Adamsia paliiata—актиния, мно­гощупальцевый полип, живет б. ч. на раковине рака-отшельника—яркий пример симбиоза, т. е. соя-сительства со взаим­ной пользой. Повидимо-му адамсия пользуется раком-отшельником как средством передвижения для более успешного оты­скивания пищи; с другой стороны, часть добычи, ог­лушенной адамсией при помощи стрекательных органов, попадает ра­ку-отшельнику. См. Актинии.
' АД А'Н (Adam), Поль (1862—920)—франц. пи­сатель. Начав как натуралист («Тайны толп»), позже выступает как мистический символист («Обновленное сердце»). Наконец в ряде рома­нов он становится идеологом крупной бур­жуазии и империатизма («Трест», исторические романы: «Сила»,«Дитя Аустерлица»,«Хитрость» и другие).
АДА'НА—гл. гор. вилайета А. (юж. Турция), в Киликии, на Багдадской я;, д., связан веткой с портом Мерсина; 82 тыс. жителей (1927). Центр хлопководства. Хлопкоочистительные за­воды (17) и текстильная фабрика.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.