293 СССР

ство и оборону страны («Аэроград», «Комсомольск», «На границе»).

Огромных успехов достигло советское киноискусство в создании фильмов о гражданской войне («Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Щорс»

I и др.). Эти фильмы, отражающие героическую борьбу Красной армии и отважную деятельность сов. полководцев, пользуются неизменной любовью всего советского народа, в особенности картина «Чапаев», о которой Сталин сказал, что фильм этот прославляет «величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян Советского Союза» (см. там же). Широкого развития достигла детская кинематография, воспитывающая советскую детвору в духе коммунизма. Особенно выделяются фильмы на темы из гражданской войны — «Дочь партизана», «Федька», «Дума про казака Го-лоту» и др. Исключительную ценность представляют советские документальные фильмы, запечатлевшие знаменательные события в жизни нашей страны: доклад Сталина о Конституции, выборы в Верховный совет, демонстрации в дни народных торжеств; фильмы

о наших лучших людях—стахановцах, героях, орденоносцах. Столь же огромное значение имеют советские фильмы на военно-оборонные темы—о боевой подготовке и жизни Красной армии и Военно-морского флота, о мужестве и героизме бойцов, командиров и политработников («Если завтра война», «На морских рубежах» и др.).

Наряду с изображением нашей социалистической действительности советские кинематографисты работают над темами революционного прошлого. В годы 1925—29, в период развития немого кино, были созданы такие замечательные фильмы, как «Броненосец Потемкин», «Мать», «Элисо», «Новый Вавилон». За последние годы созданы новые исторические фильмы, рисугошие героическое прошлое русского народа («Петр I», «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Степан Разин» и др.) и героическое прошлое других народов СССР («Колиивщина», «Арсен», «Дарико»).Эти фильмы являются лучшими достижениями национального киноискусства. Каждая национальная кинематография СССР (украинская, грузинская, белорусская, армянская и др.) облекает единое социалистич. содержание в свою национальную форму, что придает советскому киноискусству такое художественное разнообразие, к-рого не знает ни одна кинематография мира. В классической литературе, как и в истории народов СССР, советское кино находит прогрессивные идеи, сильные характеры и яркие чувства. На материале классических произведений созданы драмы глубокого социального смысла («Гроза», «Иудушка Головлев», «Пэпо», «Петербургская ночь»', «Пышка» и др.). Особенно выделяются фильмы, созданные по произведениям М. Горького («Мать», «Детство», «В людях»).

Советская кинематография выступает новатором во всех областях киноискусства. Советскими мастерами кино внесено, напр., много новых методов и приемов в разработку объемной художественной мультипликации («Новый Гуливер», цветной мультипликационный фильм «Сказка о золотой рыбке» и др.), в съемку научно-технических фильмов («Зерноград», «Птицесовхоз» и др.), в создание цветного кинофильма («Соловей-соловушко», «Сорочпнская ярмарка»). Советское кино проделало огромную работу по обогащению киноискусства новыми художественными формами и приемами. Широко известны имена таких крупнейших мастеров кинорежиссуры, как С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Д. Вертов, бр. С. и Г. Васильевы, Г. Козинцев, JI. Трауберг, В. Петров, Ф. Эрмлер, М. Ромм, М. Чиаурели. Режиссура советского киноискусства опирается на опыт ^режиссуры советского театра, в особенности на опыт МХАТ, что не лишает ее самостоятельности в решении кинематографических проблем. На сцене крупных театров СССР воспитались кадры таких советских киноактеров, как умершие Н. Баталов (в 1937) и Б. Щукин (в 1939)—первый создатель образа В. И. Ленина в кино и театре, Н. Черкасов, Н. Охлопков,

Н. Симонов, В. Массалитинова, Е. Корчагина-Александровская, А. Тарасова, Б. Бабочкин, В. Гардин, И. Ильинский, М. Штраух, Л. Орлова и др., создавшие галлерею незабываемых. образов.

Новая драматургия, новые принципы построения сюжета, новый подход к режиссерской экспозиции и к созданию человеческого образа заставили обратить особое внимание на монтаж фильма. В этой области много и успешно работали Л. Кулешов, Д. Вертов, С. Эйзенштейн, А. Довженко. Усиленное внимание советских кинематографистов было направлено на изобразительное построение фильма. Созданы кадры талантливых мастеров операторского искусства (Э. Тиссе, А. Головня, А. Ли-заквол, В. Гарданов). Больших успехов достигло советское звуковое кино в использовании музыки. В составлении музыкальных композиций для советских фильмов принимают участие крупнейшие советские композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Щербачев, Д. Кабалевский, Н. Крюков и др. Советское кино способствовало распространению массовой песни, главным образом через муз. кинокомедии («Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга» и др.). В создании этих песен принял участие ряд поэтов и композиторов, особенно В. Лѳбедев-Кумач и И. Дунаевский, произведения к-рых получили в 1935—39 наибольшее распространение. Творческое развитие сов. кино проходит в органическом взаимодействии со всем советским искусство®. Кинематография СССР, художественно воплощающая великие идеи партии Ленина—Сталина, пролагает новые пути в киноискусстве, обогащая художественную культуру всего человечества.    н. Иезуитов.

Театр.

Советский театр—передовой, прогрессивный театр, открывший новый этап в развитии мировой театральной культуры. Творческой основой идейно-художественного развития театра, как и всего советского искусства в целом, является социалистич. реализм. Отличительная черта советского театра—величайшее творческое разнообразие и богатство конкретных форм сценического воплощения действительности. В первые годы своего существования советскому театру пришлось выдержать упорную и длительную борьбу с различными враждебными течениями упадочного, разлагающегося буржуазного театра— символизмом, кон-структиеизмом, эстетским театром. Пролеткульт с его программой и в театре явился проводником враждебных идей. Быстрый рост советского театра стал возможным только благодаря руководству и повседневной заботе партии и правительства. Известно, как много вни-


Чо



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.