295 СССР 296

мания театру уделял В. И. Ленин. Им был подписан закон о национализации театров. Особенно большое значение имела резолюция

о Пролеткульте, написанная В. И. Лениным. Она стала творческой программой развития советского театра. Годы после окончания гражданской войны были годами борьбы за советскую тему в театре, за ее ведущее место. Результатом этого явились такие выдающиеся спектакли, как «Любовь Яровая» К. Тренева (1926) в моек. Малом театре и «Бронепоезд» Вс. Иванова (1927) в московском Художественном театре. Огромное значение в деле дальнейшего развития советского театра имело решение ЦК ВКП(б) от 23/ІѴ 1932 о перестройке литературно - художественных организаций. Статьи в «Правде» о формализме и натурализме помогли советскому театру освободиться от влияний буржуазного искусства и способствовали его успехам в овладении методом социалистич. реализма. Свидетельством роста социалистич. театральной культуры являются такие постановки, как «Враги» Горького в МХАТ, «Егор Булычев и другие» Горького в московском Театре им. Вахтангова, «Отелло» Шекспира в московском Малом театре, «Человек с ружьем» Погодина в Театре им. Вахтангова и др.

На сцене всех советских театров находит широкое реалистическое отражение наша действительность, рост нового человека социалистич. общества. В последние годы советский театр подошел к творческому осуществлению грандиозной задачи, ставшей перед всем советским искусством,—запечатлеть в искусстве образы великих вождей социалистической революции—Ленина, Сталина. Сценические образы Ленина и Сталина созданы в спектаклях «Человек с ружьем» Н. Погодина (моек. Театр им. Вахтангова, Театр им. Грибоедова в Тбилиси), «На берегу Невы» К. Тренева (моек. Малый театр и Гос. академич. театр им. Пушкина в Ленинграде), «Правда» А. Корнейчука (моек.Театр революции),«Из искры»Ш.Дадпани (Театр им. Марджанишвили в Тбилиси) и др. Глубоко патриотич. спектакли созданы сов. театром на историч. темы: «Богдан Хмельницкий»

А. Корнейчука (моек. Малый театр и Театр им. Шевченко в Харькове), «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского (Центральный театр Красной армии в Москве), «Иван Болотников» Добржинского (моек. Театр революции).

Советская театральная культура создается в творческом взаимодействии артистов, режиссеров, драматургов братских народов СССР. В этом творческом общении огромное значение имеет влияние русской театральной культуры. Такие театры, как орденоносные московский Малый театр и МХАТ им. Горького, оказывают свое плодотворное воздействие на развитие всех национальных театров. Творческие достижения и 0пыт таких выдающихся представителей русского сценического искусства, как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и др., обогащают советский театр и служат основой сценического воспитания многочисленных кадров наших национальных театров. Огромное влияние на развитие советского театра оказывает драматургия великого пролетарского писателя А. М. Горького. Спектакли горьковских пьес явились важнейшим этапом в развитии искусства социалистического реализма.

Советский театр строится на основе глубокого, творческого использования всего богатства мировой театральной культуры. В репертуар каждого театра включаются лучшие образцы мировой драматургии, наряду с произведениями драматургии своей национальной и братских народов СССР. На советской сцене идут пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Ве-г$, Бомарше, Шиллера, Бальзака и др. Постановки пьес классиков мировой драматургии в национальных театрах являются яркими показателями роста театральной культуры братских народов Советского союза. Спектакли—«Король Лир» Шекспира (в моек. Госѳт), «Отелло» Шекспира (в Грузинском театре им. Руставели), «Свадьба Фигаро» Бомарше (в Татарском академич. театре драмы, Грузинском театре нм. Марджанишвили, в Узбекском драматич. театре), «Разбойники» Шиллера (в Туркменском гос. драматич. театре им. Сталина. Театре им. Руставели), «Коварство и любовь» Шиллера (в Узбекском драматическом театре), «Проделки Скапена» Мольера (в возникшем в 1939 Каракалпакском театре) и мн. др.—свидетельствуют о большом идейном и художественном росте национальных театров. На советской сцене в постановках классических пьес разносторонне и глубоко раскрывается их историческое и философское содержание.

Русская классическая драматургия от Фонвизина до Горького является действенным фактором творческого развития национальных театров СССР. С большим художественным успехом были поставлены «Борис Годунов» Пушкина (в Украинском гос. драматическом театре им. Шевченко), «Без вины виноватые» Островского (в Грузинском театре им. Руставели), «Каменный гость» Пушкина (в Туркменском театре им. Сталина) и др. В репертуаре театров народов СССР большое место занимают лучшие образцы национальной драматургии. На сценах украинского театра идут пьесы и муз. комедии Т. Шевченко, Квитко-Основьянѳнко, И. Котляревского и др., в еврейском театре— пьесы и инсценировки Шолом-Алейхема, в азербайджанском театре—пьесы М. Ф. Ахундова и т. д.

Советский музыкальный оперно-балетный театр продолжает лучшие традиции прошлого и создает новые оперы, посвященные советской тематике (см. гл. Музыка).

Советский театр развивается в условиях небывалого расцвета художественных талантов советского народа. Творческое участие широких масс в создании социалистического искусства нашло свое выражение в грандиозном размахе театральной самодеятельности. При клубах, домах культуры, в колхозах и совхозах, в Красной армии работают самодеятельные драматические и оперные кружки и коллективы, ставящие пьесы классической и советской драматургии. Олимпиады и смотры самодеятельного театра выявляют много замечательных сценических дарований среди участников самодеятельных коллективов.

Небывалого расцвета и творческого идейно-художественного роста советский театр достиг благодаря исключительному вниманию и руководству со стороны большевистской партии и советского правительства, предоставивших советскому театру все условия для успешного развития. В 1938 в СССР было 790 театров, в том числе 26 оперных, 326 драматических,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.