301    СССР    302

портретном жанре руководителей партии и правительства, знатных передовых людей, художники Советского союза запечатлели неизвестные в мировой истории искусства образы новых людей социалистич. общества. Героическая борьба на фронтах гражданской войны 1918—22, на уча'стках строительства социалистич. индустрии, на колхозных полях, на неприступных границах СССР—центральная тема сов. искусства. Темы природы, любви к родине, взаимоотношений личности и коллектива получили в искусстве СССР совершенно новую трактовку, неизвестную искусству буржуазного общества. Своеобразие искусства СССР проявляется не только в стремлении к идейной осмысленности, глубокой одухотворенности художественных форм и насыщенности их идеями нового социалистического гуманизма, но и в новом методе творчества. Искусство СССР создает, на основе нового отношения к действительности, новый стиль ее художественного отображения, стиль социалистич. реализма; мир идей и чувств человека социалистич. общества находит свое выражение в светлом и радостном строе образов искусства сталинской эпохіг. Для лучших работ советских мастеров художественной культуры характерна простота и строгость формы, подчиненной задачам четкого выражения содержания, целостность и ясность художественного восприятия; творческий рост советских художников идет по линии создания типических образов, раскрывающих идейную сторону изображаемых явлений. В творчестве наиболее видных художников СССР живут лучшие реалистические традиции классического наследия прошлого, в частности сохранилась живая историческая преемственность с такими великими мастерами русской реалистической живописи, как Репин, Суриков, Серов и др. Процесс зарождения и роста искусства СССР протекал в условиях борьбы с упадочным искусством начала20 века. Буржуазное искусство кануна революции находилось в состоянии крайнего распада и разложения. Большинство художников, дарование к-рых сложилось в этих условиях, признавало высшим образцом творчества антихудожественные произведения западного формалистического искусства и сознательно порывало с классич. наследием прошлого, заявляя, подобно одному из «пролеткультовских» поэтов: «Сожжем Рафаэля, растопчем искусства цветы...». Такое отношение к художественному наследию находилось в явном противоречии с ленинским учением о необходимости критически освоить всю культуру прошлого. Идейно бесплодное, мертворожденное трюкачество «левых» художников-формалистов, неправомерно выступавших от имени революции, не получило признания со стороны широких масс и было обречено на гибель. Бережно охраняя ростки реалистич. искусства, партия, в борьбе с упадочным искусством «левых», опиралась на лучшие, ценнейшие традиции русского дореволюционного реалистич. искусства периода его наивысшего расцвета. Искусство молодой Страны советов, обращенное к народу, овладевало четкими, простыми и ясными реалистическими средствами выражения великих идей революции. Особое распространение получили в этот период разнообразные массовые формы искусства, в частности блестящее развитие в годы гражданской войны получил советский плакат (работы Д. Моора, В. Дени, И. Малютина и др.).

После окончания гражданской войны по всему фронту советского искусства начинается тяга к реализму, проявляется интерес к отображению новой действительности. Большую роль в этом отношении сыграла Ассоциация художников революционной России (АХРР), основанная в начале 1922. АХРР, объединив таких крупных художников, как Бродский, А. Герасимов, Иогансон, Греков, Саьицкий и др., боролась за советскую тему, отражая труд и быт народов СССР, историю революции. К АХРР примкнуло также старшее поколение русских художников (Касаткин, Архипов, Кустодиев, Юон, Машков, Моравов). В 1922 АХРР организовала несколько выставок. Исключительно важное значение имела выставка «5 лет Красной армии» в 1923, В к-рой участвовали художники всех творческих направлений: передвижники (Бакшеев, Келин, Мешков и др.), «Мир искусства» (Лансере, Б. Кустодиев, Кузнецов и др.), Общество русских художников (Малютин, Юон и др.). Основными произведениями выставки были: «Вхождение Красной армии в Красноярск» Никонова, «Газета на фронте*

В. Яковлева, «Февральская революция» и «Большевик» Кустодиева, «В атаку» Самокиша и др. Выставка имела громадный успех, послужив основой для организовавшегося в то время Музея Красной армии. В 1926 АХРР организовала выставку «Жизнь и быт народов СССР», переросшую рамки художественной группы и ставшую в центре внимания всей художественной общественности.

Несмотря на нек-рую положительную роль АХРР в развитии сов. искусства, платформа и творческая практика художников АХРР страдали существенными недостатками. Многим художникам быт свойственен натуралистический подход к действительности. Молодые художники, чье творчество сформировалось уже при советской власти, внесли новое в ахр-ровское движение (Ряжский, Соколов-Скаля и др.). Наряду с АХРР возникли и другие художественные объединения: Общество художников московской живописи, позже Общество московских художников, состоявшее из художников дореволюционной группы «Бубновый валет» (Кончаловский, Лентулов, Машков, Ос-меркин, Куприн). Приобщаясь к советской действительности, художники эти во многом сумели преодолеть влияния западного формалистического искусства и создали ряд ценных произведений («Взятие Зимнего дворца» Осмеркина, «Смерть комиссара» Петрова-Вод-кина и др.). Общество «4 искусства» (1924) объединило крупных мастеров (Петров-Водкин, Сарьян, Кузнецов, Фаворский, Кравченко, Ннвннский, Павлинов). В левом лагере искусства начинается пересмотр позиций. Молодые художники (Дейнека, Вильямс, Пименов, Jly-чишкин, Вялов и др.), окончившие советский художественный вуз, образовали в 1925 Общество станковистов (ОСТ), объявив борьбу за станковую картину. Типичными произведениями художников ОСТ могут служить «Оборона Петрограда»,«Текстильщицы», «Перед спуском в шахту» Дейнеки, «Даешь тяжелую индустрию» Пименова, «Акробатка» Вильямса. Прекрасное развитие получила в СССР советская карикатура и политическая сатира. С 1922 начал выходить журнал «Крокодил», сплотивший художников Елисеева, Малютина, Черемных, Ганфа, Ротова, Храпковского, Бродаты, Моора, Дени, Радакова и др. В 1926 начали работать блѳ-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.