303    СССР    304

стящие мастера сатиры Кукрыннксы (Куприянов, Крылов, Соколов), выдвинувшиеся в верные ряды советской политич. карикатуры. В наст, время Кукрыннксы выступают не только в области карикатуры, но и как живописцы («Утро», 1938, и др.), скульпторы п декораторы. В области графики большую ценность имеют серийные работы художников-графнков, в частности известные ксилографии Староносова «Жизнь Ленина» явились подлинным вкладом в советскую графику. Ряд художнпков-графи-ков (Шиллинговский, Маторин, Бродскпй и др.) работал над созданием образов великих вождей социалистич. революции—Ленина и Сталина.

О подлинном расцвете советской графики (в частности офортов), приобретающей мировую известность, достаточно ярко свидетельствуют также иллюстрации художественной литературы и ряда политич. изданий («История гражданской войны»).

Начиная с 1921 блестящих успехов достигла советская скульптура. После смерти В.ИЛенина многие художники и скульпторы с увлечением работали над задачей воссоздания великого образа гения революции. Наиболее удачные произведения принадлежат Н. Андрееву («Ле-ниниада»), Б. Королеву, Шадру. В 1926 организовалось Объединение русских скульпторов (ОРС). На выставке ОРС, а также на выставке в связи с 10-й годовщиной советской власти были представлены такие работы, как «Крестьянка» Мухиной, «Булыжник—оружие пролетария» Шадра и др. Скульптура, как и остальные виды искусства, с каждым годом успешно преодолевала влияние формализма и выходила на путь реалистического искусства. 10-ю годовщину Великой Октябрьской соцпа-листич. революции и Красной армии советское искусство отметило выставками «10 лет Советской власти» и «10 лет РККА», на к-рых ведущее место занимала батальная живопись. Особенно большие заслуги перед советской батальной живописью имеет Греков, создавший яркие полотна, отразившие героич. путь Красной армии. Важнейшие произведения на выставках принадлежали Осмеркину,Кончаловскому, Лентулову, Рождественскому, П. Кузнецову, Авилову, Владимирову, Горелову. Крупнейшие художники Иогансон, Савицкий представили полотна, отражавшие отдельные периоды революционной борьбы советского народа (Иогансон—«Узловая станция ж. д. в 1919», Савицкий—«Стихийная демобилизация царской армии»). Выставки свидетельствовали

о том, что борьба партии за развитие реалистического искусства увенчалась успехом. Постановление ЦК ВКП(б) «О плакатно-картинной продукции» (от 11/111 1931) наносило новый удар по вредным установкам, к-рыѳ в это время особенно отразились на положении плакатного искусства.

23/ІѴ 1932 ЦК ВКП(б) вынес постановление о перестройке литературно-художественных организаций, которое положило конец меньшевистским и троцкистским «теориям» и групповой борьбе в искусстве, объединив всех художников, стремящихся участвовать в социалистич. строительстве, в единый Союз советских художников. Это историческое постановление явилось началом нового этапа в истории изобразительного искусства СССР. Исключительная роль в деле успешного развития советского искусства принадлежит Сталину. Выдвинув перед художниками и всеми работниками искусства проблему «социалистического реализма», Сталин определил, т. о., характер стиля советского искусства, национального по форме, социалистического по содержанию, народного по своему существу. Гениальное руководство Сталина помогло художникам найти путь к высшей ступени художественного творчества, поднять искусство на уровень тех величайших задач, которые поставила перед художниками СССР эпоха строительства социализма. Постановления ЦК ВКП(б) и указания Сталина содействовали огромному сдвигу в изобразительном искусстве СССР, о к-ром со всей очевидностью свидетельствовали выставки

1933 в связи с 15-летием сов. власти и Красной армии. Наибольший интерес вызывали картины: Бродского — «Проводы на польский фронт», Кѵкрыниксов—«Въезд белых», Самохвалова— «Девушка в футболке», а также скульптура Шервуда—«Часовой», Синайского — «Осоавиа-хнмовец», Домогацкого—«Портрет сына» и др. Наиболее значительные полотна представили: А. Герасимов—«Сталин на XVI партсъезде», Иогансон—«Допрос коммунистов», Авилов— «Приезд т. Сталина в Первую Конную», Бродский—«Ленин на проводах частей Красной армии на польский фронт», Грабарь—«Ленин у прямого провода», Греков—«Тачанка» и пр. Исключительно яркие произведения на выставке принадлежали скульпторам Чайкову, Мер-курову. Великая, самая демократическая в мире Сталинская Конституция раскрыла перед советскими художнігками невиданные творческие возможности. Состоявшаяся в 1938 выставка «20 лет Красной армии и Военно-морского флота» быта новым свидетельством успехов искусства СССР. А. Герасимов создал превосходное произведение «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», представляющее символ социалистических побед.—одно из лучших произведений советского искусства. Старые баталисты Самокиш, Греков, Покаржевский, П. Котов представили полотна, отражающие жизнь героич. Красной армии. На выставке показали также высокое мастерство новые художественные кадры СССР, среди к-рых особо выделяются художники Бубнов, Ромадин и др. Выставка «Индустрия социализма»заполнена полотнами, нередко отмеченными печатью высокой живописной культуры, принахтежащими кисти А. Герасимова, Ефанова, Пластова, С. Герасимова, Невежина, ШегаЛя. Исключительного успеха советские художники добились в работе по созданию образов Ленина и Сталина: А. Герасимов, И. Бродский, Ефанов, скульпторы Мухина, Меркуров, Королев, Менделѳвич, Нерода создали глубоко содержательные образы величайших людей эпохи. На выставках советских художников особенно ярко выявляется стремление к большим, композиционно построенным картинам, к созданию типических образов, характерных для советской . действительности. Художественные выставки в СССР отображают пафос свободного социалистич. труда, непрерывный рост народного благосостояния, боевого вооружения и мощи Красной армии, огромный культурный и политический подъем народов СССР.

Свидетельством неуклонного внимания, к-роѳ уделяют партия и правительство молодому искусству Страны социализма и художникам, является постоянная забота о положении художников в Советском союзе. Большинство художников и скульпторов имеют специальные, пре




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.