305    СССР    306

красно оборудованные мастерские. Успехи значительной части художников СССР отмечены высокими наградами советского правительства— орденами (художники А. Герасимов, И. Бродский, В. Яковлев, М. Тоидзе, М. Сарь-ян, Ф. Решетников и др., скульпторы В. Мухина, С. Меркуров, Я. Николадзѳ и др.).

Мудрая национальная политика партии Ленина—Сталина обусловила расцвет искусства всех народов СССР. Художники братских республик СССР решают в своем творчестве важнейшие задачи искусства Сталинской эпохи, черпая темы и сюжеты в социалистич. действительности. В обширной области искусства народов СССР, национального по форме и социалистич. по содержанию, особое место занимает творчество художников Украины, представленное в Москве в 1937 на выставке «Цветущая Украина» и на выставке народного творчества Украины. Социалистическое строительство Украины, ее революционная борьба, новый колхозный быт отражены в творчестве таких живописцев, как Савин («Кармелюк», «Сталин на южном фронте»), Дерѳгус («Вечерний отдых»), Любимский («Вечер в степи»), Рыбаль-ченко («Белые в городе»), и таких скульпторов, как Иванов, Г. Теннер, М. Гельман, Лысенко, Моравин и др. Среди графиков Украины выделяются Пустовойт, Касьян, 3. Толкачев. О крупных достижениях грузинского искусства свидетельствовала передвижная выставка 1937, посвященная героич. борьбе большевистской организации в Закавказья. Из числа грузинских мастеров наиболее известны художники: орденоносец М. Тоидзе, И. Тоидзе («Сталин на Рионгэсе»), А. К. Кутателадзе, орденоносцы Ладо Гудиашвили и Е. Ахвледиани и др. Из скульпторов Грузии наиболее популярен скульптор-орденоносец Я. И. Николадзѳ (портреты Ленина и молодого Сталина). Известна также замечательная работа скульптора Сихарулидзе «На страже СССР» и ряд графич. работ художницы Абакелии. Искусство советской Белоруссии представляют произведения художников Пэна, Охремчика, Лейтмана, Кроля и скульпторов А. В. Грубе («Трактористка»), Бразера (портрет Михоэлса), 3. И. Азгура (портрет Сталина). На путь социалистического реализма выходят художники и скульпторы Армении (орденоносец М. Сарьян, Г. Гюрджан, С. Аракельян, А. Коджоян, А. Саркисян, С. Степанян), художники Туркменистана (Б. Нурали, С. Бегляров и др.), художники Азербайджана (Ш. Мангасоров, Са-лам-Заде, Азим-Заде, Г.Калустов),Бурято-Мон-гольской республики (Сампилов и др.), художники Узбекистана (У. Тансыкбаев, Б. Ха-мдами, Сиддыки, Л. Бурэ, П. Беньков, Н. Ка-рахан), произведения которых были представлены в Москве на выставке в 1937. В 1939 выставка киргизского искусства в Москве продемонстрировала работы художников (С. Чуйков—«Киргизское восстание против царизма в 1916», орденоносец Гапар Айтыев, Сабырбек Акылбеков и др.).

Наиболее яркой особенностью, характеризующей могучий подъем творчества народов Советского союза, является расцвет самодеятельного искусства. Неисчислимая его продукция не поддается никакому учету; об исключительных его достижениях достаточно ясно свидетельствовал ряд выставок всесоюзного характера, в частности выставка «Ленин и Сталин в изобразительном искусстве» (1939,

Москва). В произведениях художников самодеятельного искусства отражены великие идеи и образы эпохи социалистич. строительства.

Искусство СССР пользуется широкой славой и мировым признанием, о чем свидетельствует блестящий успех сов. художников на международных выставках—в Париже, Нью Иорке, Венеции и др. Выдающиеся успехи изобрази-"тельного искусства СССР,его всемирно-историч. значение обеспечили искусству Страны социализма авангардное положение на фронте всего современного искусства Зап. Европы.

Советская архитектура в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистич. революции испытала влияние конструктивизма, отрицавшего идейно-образную сущность архитектуры и значение классич” наследства. Наряду с конструктивизмом и «коробочным» стилем в архитектуре СССР развивалось течение, стремившееся найти советский стиль на основе использования классического архитектурного наследства (архитекторы Жолтовский, Иофан, Фомин, Алабян). Реконструкция городов и новое строительство, широко развернувшееся в годы социалистич. индустриализации СССР, создали грандиозные перспективы развития архитектуры. Уже сейчас в крупнейших центрах Союза осуществлен ряд выдающихся сооружений, в частности метрополитен в Москве, станции к-рого построены по проектам архитекторов Фомина, Чечулина, Душкина и др. Исключительных успехов добились архитектор-орденоносец Рухлядев, Кринский и др. в строительстве канала Москва—Волга. Архитектуру СССР характеризуют также такие здания, как дом Совнаркома (арх. Лангман), театр Красной армии (Алабян и Симбирцев) в Москве, дома правительства в Киеве (арх. Фомин), в Тбилиси (арх. Кокоринов), в Баку (арх. Руднев) н в особенности начатое в Москве по проектам арх. Иофана, Гельфрейха и Щуко строительство Дворца советов. В связи с сооружением метро, канала Москва—Волга, Всесоюзной с.-х. выставки ряд скульпторов, работая над проблемой возрожденного в СССР синтеза искусств, создал превосходные монументальные произведения. Так, на Международной парижской выставке 1937 павильон СССР завершала монументальная скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», украсившая в 1939 Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Стремительный порыв вперед, уверенность в борьбе, глубокий оптимизм выражает это замечательное произведение искусства, ставшее живым, пластическим олицетворением Страны социализма, выражением ее стиля.

Архитектура народов СССР развивается на основе национальных форм местного зодчества и лучших традиций классич. архитектуры прошлых веков. Широчайшие перспективы в области архитектуры открывает начатое в ряде республик Союза строительство и реконструкция соц. городов-столиц. Яркое представление

о творчестве народов СССР дает строительство павильонов нац. республик СССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, где в творческом содружестве объединились мастера живописи, скульптуры и архитектуры народов СССР, создавших замечательный архитектурный ансамбль—свидетельство новых достижений советского искусства. Архитектура СССР, дающая образцы величественного синтеза искусств, открывает новую эпоху в истории современного мирового зодчества. е. к. и а. л.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.