409    СТАНИНА—СТАНИСЛАВСКИЙ    410

теперь она занимает первое место среди крупных нефтяных трестов, контролируя 26% мировой добычи и 50% перегонки нефти. Помимо сотни производственных предприятий в США, «Стандарт ойл» имеет чрезвычайно разветвленную торговую сеть во всех капиталистических странах. «С. о.» связан с германским военно-химическим трестом «Фарбениндустри». Главный конкурент «С. о.»—-«Роял детч шелл». Эти монополии ожесточенно борются между собой за рынки сбыта и за источники сырья во всем ка-питалистич. мире. Борьба эта оказывает большое влияние на международную политику. В странах Латинской Америки и особенно в Мексике «С. о.» и «Роял детч шелл» в борьбе за нефтяные месторождения прибегали к подкупу президентов и к организации и финансированию государственных переворотов. В апреле

1938 мексиканское пр-во Карденаса под давлением рабочих организаций конфисковало все нефтяные предприятия в Мексике, принадлежавшие «С. о.», «Роял детч шелл» и другим иностранным компаниям.

СТАНИНА—чугунное или стальное (литое или сварное) основание, на котором монтированы части машины или станка.


СТАНИО'ЛЬ —очень тонкие листы из олова или сплава свинца с оловом, получаемые путем прокатки. Применяете^ в изготовлении элек-трич. конденсаторов, электрич. приборов и пр.

СТАНИСЛАВ, также Станиславов—город в УССР (Зап. Украина), центр обл., образованной 4/ХІІ 1939; ж.-д. узел; 60 т. ж. (1931). Нефтеперегонная, деревообрабатывающая, текстильная и другая пром-сть; ж.-д. мастерские. Близ С. — добыча нефти.

СТАНИСЛА'В—имя двух польских королей:

1) С. I Л е щ и н с к и й (1677—766)—король 1704—09; избран был по настоянию шведского короля Карла XII. Царствование его было заполнено борьбой со сторонниками низложенного Августа II, союзника России. После Полтавской битвы бежал (1709). После смерти Августа С., пользуясь поддержкой своего зятя, франц. короля Людовика XY, вернулся (1733) в Польшу, но безуспешно пытался вернуть себе престол (см. Польское наследство). 2) С. II А в -густ Понятовский (1732—98)—последний польский король 1764—95; занимал ди-пломатич. должность в Петербурге. Стал польским королем при содействии Екатерины II. Интриговал против Костюшко. После третьего раздела Польши отрекся от престола. Умер в Петербурге.

СТАНИСЛАВСКИЙ, Константин Сергеевич (псевдоним Алексеева, 1863—938) — знаменитый режиссер, актер и театральный педагог, народный артист СССР, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Род. в Москве. С 1888 по 1898 выступал как актер и работал в качестве режиссера в организованном им, вместе с А. Ф. Федотовым и оперным певцом Ф. П. Компссаржевским, «Обществе искусства и литературы». Спектакли «Общества» имели в то время болыЛуто известность. Из режиссерских работ С. этого периода наиболее значительны: «Плоды просвещения» (Л. Толстого), «Уриэль Акоста» (Гуцкова), «Отелло» (Шекспира) и «Потонувший колокол» (Гауптмана). В 1898 совместно с В. И. Немировичем-Данченко С. организовал Художественно-общедоступный театр, впоследствии Московский Художественный театр, ныне Краснознаменный ордена Ленина Художественный академический театр СССР им. М. Горького. В русском театре 20 века С. продолжал развивать великие традиции национального рѳали-стич. искусства 19 века. Созданный С. Московский Художественный театр с самого начала своего существования решительно выступил против господствовавшего на сцене штампа, искусственности традиций придворного театра. С. впервые в России выдвинул идею ансамбля — понимание спектакля как целостного единства всех входящих в него элементов, подчиненных общей идее.

Стремясь к передаче подлинной жизни на сцене,

С. в своих историко-бытовых спектаклях («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого) проявил исключительное богатство фантазии и режиссерского мастерства в передаче историч. колорита эпохи, в тщательной разработке массовых сцен. На отдельные режиссерские работы С. вначале оказали нек-рое влияние натурализм («Власть тьмы» Л. Толстого) и символистски-модернистское искусство («Драма жизни» Гам-суна, «Жизнь человека» Л. Андреева, «Синяя птица» Метерлинка, «Гамлет» Шекспира — совместно с англ. режиссером Г. Крэгом), вскоре им преодоленные. Большое значение в формировании С. как режиссера и актера имел М. Горький и его драматургия. В пьесе М. Горького «На дне» С. создал яркий образ Сатина. С наибольшей полнотой режиссерский талант С. проявился при постановке пьес А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад»). Эти ростановки С. отличаются исключительной лиричностью и глубиной раскрытия психо-логич. переживаний героев.

В 1905 С. организовал Театр-студию для разработки принципов т. н. условного театра. Начиная с постановки «Месяца в деревне» И. С. Тургенева (1909), С. сосредоточивает свое внимание на разработке основ своей «системы». В 1912 он основал 1-ю студию МХТ, где вместе с Л. А. Суллержицким начал применять на практике свою «систему» воспитания актера. С 1918 С. вел экспериментальную работу в оперной студии, применяя к оперному искусству методы режиссуры и воспитания актера, найденные им в драматич. театре.—Как актер С. обладал огромным и блестящим сценическим талантом и большим творческим диапазоном: от яркой, проникнутой напряженным драматизмом и страстностью мелодраматич. игры в Левборгѳ («Гедда Габлер» Ибсена) до комической буффонады в Арганѳ («Мнимый больной» Мольера). Трагические роли (Отелло, Уриэль Акоста, Сальери в «Моцарте и Сальери» Пушкина) менее удавались С. Лучшие роли С.: доктор Штокман (в одноименной пьесе Ибсена), Астров («Дядя Ваня»), Сатин («На дне»), Вершинин («Три сестры»), Гаев («Вишневый сад»), Шабельский («Иванов» Чехова), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), кавалер ди Риппа-фрата («Хозяйка гостиницы» Гольдони). Актерское мастерство С. отличалось исключительно высокой сценической культурой, глубиной и тонкостью реалистической передачи сложнейших психологич. черт образа. Огромное значение в развитии сценич. искусства и воспитания актера имеет «система» С., являющаяся итогом




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.