411    CTAHKEBU4—СТАНСЫ    412

его творческих исканий, проводимых в течение всей его жизни. С. воспитал целые поколения актеров. Сценическую школу С. прошли многие выдающиеся советские артисты: народные артисты СССР—Москвин, Качалов, Хмелев, Тарасова и др. Неустанно продолжая совершенствовать свою систему воспитания актера, отыскивая новые методы сценического воплощения образа, С. создал при МХТ студии, из которых выросло несколько крупных театров (имени Вахтангова, Оперный театр имени Станиславского и др.). Свои мысли о театре С. изложил в книгах «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над собой», получивших мировую известность. С. решительно осуждал формализм в театре как антиреалнстическое, антихудожественное направление, враждебное советскому искусству. С 1923 С.—народный артист РСФСР, с 1936—народный артист СССР. В 1933 С. был награжден орденом Трудового красного знамени. В 1937 за выдающиеся заслуги в деле развития театрального искусства С. был награжден орденом Ленина. Исключительно высокая сценическая культура созданного С., совместно с В. И. Немировичем-Данченко, и руководимого им МХАТ им. Горького, огромное мастерство актеров театра, воспитанных С., сделали МХАТ театром мирового значения и определили огромное влияние его на развитие театров народов СССР и мирового театра. Соч. С.: Моя жизнь в искусстве, Л., 1926, 3 изд., [М.], 1936; Работа актера над собой, М., 1938; Беседы К_С. Станиславского в студии Большого театра в 1918—1922 гг., записанные К. Е. Антаровой, изд. ВТО, М.—Л., 1939.

Лит.: Волькенштейн В., Станиславский, М., 1922, 2 изд., Л., 1У27.    Н. Чушкин.

СТАНКЕВИЧ, Николай Владимирович (1813— 1840) — видный представитель русской общественной мысли, глава философско-литературного кружка в Москве в 30-х годах 19 века. Кружок С., объединявший В. Белинского, К. Аксакова, А. Кольцова, а позднее—Т.Грановского, М. Бакунина, В. Боткина и др., был одним из центров, где зародилось широкое идейное движение, вылившееся в 40-х гг. в течения западничества и славянофильства. Интерес к романтич. поэзии Шиллера и Гёте, к идеалистич. философии Шеллинга, характеризующий первый этап деятельности кружка С., вскоре сменился восторженным увлечением философией Гегеля, усилением интереса к социальной борьбе, к политике. Большой ценитель литературы, страстный любитель искусства, С. оказал огромное влияние на членов своего кружка, в т. ч. на Белинского. Яркая характеристика кружка С. дана в «Былом и думах» Герцена. Соч. С. изданы в 1857; ценные лит.-кри-тич. высказывания С. имеются в его переписке.


СТАНКИ—1) машины-орудия для механической обработки гл. обр. металлов и дерева' резанием, для механического ткачества, для бурения скважин и т. д. (см. Сверлильные станки, Токарные станки, Фрезерные станки).

2) С. огнестрельного оружия—подставки, служащие опорой для тела огнестрельного оружия при производстве стрельбы; так они называются у тяжелых -(станковых) пулеметов, зенитных орудий, минометов и неподвижных орудий, напр, морских, береговых и др. В ручном оружии С. обычно называется приклад, в большей части артиллерии—лафет, к-рый приспособлен также и дія перевозки орудий.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО—общий термин дія обозначения сравнительно небольших произведений изобразительного искусства (живописи пли скульптуры), создаваемых художником в мастерской на «станке» и переносимых с места на место. Термин «станковая картина» употребляется в отличие от фрески или панно.

СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ—мощное автоматическое оружие, обладающее громадной скорострельностью (250—300 выстрелов в минуту) и предназначенное для поражения живых целей и огневых средств противника на расстояниях до 1.000 м, а при стрельбе в составе пулеметных подразделений—до 3.000 м. Стрельба производится со станка (лафета), колесного пли в виде треноги. Для стрельбы по воздушным целям на удалении до 1.500 .н применяются С. п. со

С. п. системы Максима образца 1910: 1—надульник, 2—мушка, 3—кожух, 4-щит, 5—приемник,

6—короб, 7—прицел, 8—рукоятка, 9—ручки затыльника, 10—подъемный механизм, 11—вертлюг, 12—стол, 13—дуга, 14—хобот, 15—сошник.

специальными установками и особыми прицельными приспособлениями. Калибр С. п. обычно от 6,5 до 8 .«.« и не более25 мм, вес со станком 50—70 кг, почему он часто называется тяжелым в отличие от легкого (ручного). Для обслуживания С. п. назначается команда не менее

4 чел., но и в руках одного отважного пулеметчика, при наличии патронов, С. п. представляет грозную силу. С. п. ведут огонь в составе отделения, взвода, роты с открытых, полузакрытых, скрытых и закрытых позиций. На вооружении РККА состоит С. п. системы Максима образца 1910 (калибр 7,62.к.м). Патроны к нему снаряжаются в ленты по 250 патронов в каждой.

СТАНОВЛЕНИЕ—в материалистической диалектике процесс исчезновения старого и возникновения нового, процесс развития.

СТАНОВОЙ ВОДОРАЗДЕЛ—система хребтов п расположенных между ними узких плоскогорий, протягивающихся между верховьями р. Алдана и его притока—р. Маи. Отделяет басс. р. Амура от басс. р. Лены. Самый высокий краевой хребет, обращенный к р. Лене, принято называть Становым хребтом, но он не служит водоразделом, и реки системы Лены прорезают горную цець высотой в 2.000—2.500 м и берут начало у его юж. склона.

СТАНОВОЙ ПРИСТАВ — полицейская должность в царской России, учрежденная в 1837. С. п. стоял во главе стана, являвшегося единицей адм.-полицейского деления уезда.

СТА'НСЫ (итал.—остановка)—стихотворение, состоящее из замкнутых, законченных в смысловом и звуковом отношении строф, объединенных общей темой (например стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»).





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.