607 СУВЬ ят-сэн 60S

орг-цию Тун Мын-гуй (Союзная лига) и выработал программу партии для осуществления главной задачи—раскрепощения Китая от феодальных и империалистич. пут и создания демократам. республики. Рост влияния партии С., уже выражавшей в этот период интересы молодой буржуазии «более промышленного, более передового, более развитого юга Китая» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 189), привел к тому, что к 1911 партия уже выступила в качестве руководителя революц. движения. В 1912, после свержения монархии, С. избран временным президентом республики. Нежелание и неспособность бурж.-демократич. партии возглавить и расширить массовое движение крестьянства и городской бедноты за полную ликвидацию основ феодализма привели к поражению революции и к дальнейшему наступлению феодальной реакции, объединившейся с империализмом. В этих условиях С. снова ушел в подполье. В 1920 С. во главе новой партии Гоминьдан (реорганизованной из Тун Мын-гуй в

1912) захватил Кантон, к-рый на базе мощного развития массового движения стал плацдармом революции. В 1923 под влиянием растущего рабочего движения С. реорганизовал Гоминьдан, стремясь превратить его в массовую партию революционного антимилитаристического блока национально-революционной части буржуазии, мелкой городской буржуазии, крестьянства и рабочих. В этот исторический момент С. сблизился с СССР в борьбе против империализма, вступил в контакт с китайской компартией и провел ее вхождение вГоминьдан. С. не препятствовал коммунистам, партии под собственными лозунгами организовать и мобилизовать массы рабочих и крестьян на революционную борьбу с империализмом и феодализмом в Китае. Однако в первую очередь С. стремился подчинить классовую борьбу пролетариата и крестьянства исключительно задачам общенациональной борьбы. Колебания мелкобуржуазной демократии способствовали назреванию последующей буржуазно-помещичьей контрреволюции.

Основные положения учения С. сводятся к «трем принципам»: национализм, народовластие и «народное благоденствие». Содержание «трех принципов» прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с расстановкой классовых сил в стране. Национализм, сначала направленный против иноземной Маньчжурской династии, окончательно оформился кйк метод для достижения национальной независимости Китая от империализма. Народовластие, принцип, носящий на себе наибольшее влияние западной бурж.-демократич. теории, в раннюю пору рассматривался как орудие борьбы против маньчжурского абсолютизма за демократич. республику. В дальнейшем принцип народовластия превратился в требование борьбы с пережитками феодализма в гос. строе и в особенности с милитаризмом, за национальное объединение Китая. «Народэое благоденствие», основной социальный принцип, к-рому подчинены все элементы в учении С., понимается как общественный строй, поощряющий широкое развитие производительных сил путем развертывания крупной машинной промышленности и проведения социальных реформ в деревне.


Социальная реформа в области аграрных отношений мыслилась вначале как осуществление крестьянского требования «равных прав на землю». К этой аграрной программе и сводится «суть народничества Сун-Ят-Сена, его прогрессивной, боевой, революционной программы буржуазно-демократических аграрных преобразований и его якобы-сопналнстической теории» (Ленин, там же, стр. 29). Однако вместе с развитием действительно революционной борьбы крестьянства против основ феодализма эта аграрная программа видоизменялась, приспособлялась к интересам буржуазии, к-рая боялась аграрной революции и шла на блок с помещиками против крестьян и рабочих.

С. в области промышленного развития страны был сторонником «национализации» крупных предприятий и одновременного привлечения иностранного капитала на нужды промышленного «некапиталистического» строительства. Отрицая на словах капитализм и рассматривая «народное благоденствие» как строй', идентичный социализму, суньятсенизм имеет много общих черт с русским народничеством. По своему объективному значению суньятсенизм является революционной идеологией китайской национальной буржуазии в ее борьбе против остатков средневековья и против империализма за независимый капиталистический Китай.

Лит.: Ленин В., Демократия и народничество в Китае, Соч., 3 изд., т. XVI; Против суньятсенизма, за ленинизм (пер. брошюры ЦК ККП), «Материалы по китайскому вопросу», М., 1928, Л? 1 (10); Сун-ят-с е н, Записки китайского революционера, М.—Д.» 1926; его же, Капиталистическое развитие Китая. М.—Л., 1925; Гань Най-гуан, Теория и практика суньятсэнизма, [М.], 1928.

СУНЬЯТСЗНИ'ЗМ—см. Сунь Ят-сэн.

СУОМЕНСЕ'ЛЬКЯ (Suomenselka) — широкая.

плоская гряда (до 250 .и выс.) в Финляндии, водораздел бассейнов Ботнического и Финского заливов. Покрыта лесом.

СУО'НСИ (Swansea)—город в Юж. Уэльсе (Великобритания), крупный порт на Бристольском зал.; 162 т. ж. (1937). Цветная металлургия, металлообрабатывающие, нефтеперегонные и другие заводы. Вывоз угля, цветных металлов; ввоз леса, нефти, руд. Тоннаж судов, прошедших через С. в 1936,—3,2 млн. per. т нетто.

СУПЕР-АРБИТР—высший судья при арбитраже, назначаемый по соглашению третейских судей или на особых основаниях, предусмотренных в арбитражном соглашении; при отсутствии согласия между третейскими судьями С.-а. окончательно разрешает спор. В международной практике при арбитражном разбирательстве политических и торговых споров зачастую также имеет место участие С.-а.

СУ'ПЕРГЕТЕРОДИ’Н — тип радиоприемника, главная особенность которого—преобразование высокой частоты (обычно после усиления; см. рис., Ух) в более низ- у_ кую промежуточную.

Этого достигают на- ,—,,—,,—і_г-л_і—l3i

ложением на прини-

маемый сигнал коле- р іі

банпй частоты от

местного генератора

гетеродина (Г). При этом возникают биения определенной частоты (см. Гетеродинный прием), к-рыѳ после детектирования Дг превращаются в колебания более низкой промежуточной частоты, равной разности частот принимаемой и гетеродина. Колебания промежуточной частоты усиливаются У2, попадают на второй детектор Дг, усиливаются усилителем низкой частоты У3 и затем поступают в телефон Т или репродуктор. С. весьма чувствителен и избирателен.






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.