523 СХПЗОГОНПЯ—СЦЕПКА 524

СХИЗОГО'НИЯ (греч.), или шнзогонп я— название одного из видов бесполого размножения у простейших.

СХЙЗОИ'Д (греч.), ш и з о и д—психопатическая личность, своими чертами характера похожая на лиц, больных шизофренией, однако не представляющая явлений прогрессирующего болезненного процесса.

СХОД сельский — в дореволюционной России собрание крестьян-домохозяев, принадлежавших к составу сельского общества.

С. решал дела земельные, относящиеся к сельскому обществу как поземельной общине, и административные, относящиеся к сельскому обществу как административной единице. Сход находился под опекой адм. уездных н губернских учреждений, а также и земских начальников. Последние имели право приостанавливать исполнение приговоров (решений) С. Заправляли на С. обычно кулацкие и зажиточные элементы деревни.

СХОЛА'СТИКА (от лат. ссхола»— школа)— средневековая религиозная философия, ставившая себе целью обосновать и разработать в виде системы учение христианской церкви.

Рис. 1.


различных прицепов и тягачей, тракторовит. п. Распространенными типами ж.-д. С. являют


С. руководствовалась церковными догмами, основанными якобы на божественном откровении и стоящими поэтому вне критики. Философия в средние века превратилась в служанку богословия и отличалась крайней абстрактностью. Основным принципом схоластич. философии был принцип авторитета; такими авторитетами для С. являлись священное писание, с одной стороны, и схоластически истолкованные, приспособленные к требованиям церкви учения древнегреч. философов, гл. обр. Аристотеля,—с другой. «Схоластика и поповщина,—пишет Ленин,—взяли мертвое у Аристотеля, а не живое... из логики Аристотеля... сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 332). В своем развитии С. прошла два периода. Первый период продолжался от 9 в. до нач. 13 в. В этот период С. испытывает сильное влияние неоплатонизма. Из сочинений Аристотеля в этот период были известны только его логические труды. Первым крупным представителем С. был Иоанн Скот Эригена (ок. 810—ок. 877), сочетавший учение неоплатоников с догматами христианской церкви. Скот Эригена познавательную силу разума ставил выше веры, и гл. обр. за это его учение было осуждено церковью, а основные его сочинения сожжены. В 11—12 вв. в С. возникает спор о природе универсалий, т. е. общих понятий. Часть схоластиков, примыкая к Платону, учила, что универсалии обладают самостоятельным бытием, независимым от отдельных вещей, и существуют до них. Это направление т. н. реализма было представлено Ансельмом Кентерберийским (1033— 1109) и Вильгельмом из Шампо (1070—1121). Ансельм Кентерберийский веру ставил выше разума. Он считал, что идеи вещей существовали в уме бога до сотворения мира и что по этим идеям бог сотворил все вещи. В противоположность реалистам представители номинализма утверждали, что только индивидуаль-; ность обладает реальным бытием, что универсалии представляют собой лишь названия, имена, к-рыми мы обозначаем целую совокупность единичных вещей. Главным представителем номинализма в 11 в. был Росцелин, учение которого было осуждено церковью. Маркс

і считал номинализм «первым выражением материализма» (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 157). Виднейшим представителем концептуализма, т. е. того направления, которое пыталось объединить номинализм с реализмом, был Пьер Абеляр (1079—1142).

Второй период С. отличается следующими тремя особенностями: ознакомлением с другими сочинениями Аристотеля (кроме логических), основанием университетов и влиянием монашеских орденов. Этот период продолжался в течение 13—14 вв. и характеризовался созданием крупных систем, главные из которых— Фомы Аквината, Скота Дунса и др. Фома Аквинат приспособил философию Аристотеля к потребностям религии, вел ожесточенную борьбу с Августином и с аверроистами, к-р'ые детали из философии Аристотеля натурали-стически-пантеистические выводы. Ярым противником Фомы Аквината был Дунс Скот, к-рого Маркс характеризовал как номиналиста и о к-ром писал, что «он заставил самое т е о л о г п ю^лроповедывать материализм» (там же). Система Роджера Бэкона (ок. 1214—92) уже выходит из рамок схоластической философии. Р. Бэкон явился ранним предвестником опытной науки. Р. Бэкон считал,' что авторитет без доказательства недостаточен, а умозаключения не могут привести к истине, если посылки их не выведены из опыта. Гл. внимание он обращает на математические и физич. науки. В борьбе за свободу научного исследования выдвинулось учение о двойственной истине, к-роѳ состоит в следующем: то, что истинно в философии, может быть не истинным в теологии, и наоборот. Это учение, осужденное церковью в 1277, давало возможность философии эмансипироваться от власти религии. Учение

о двойственной истине сохранило известное значение еще и в 16 в. Это учение было отвергнуто впоследствии лишь материалистич. философией. В 14 в. началось возрождение номинализма. главным представителем к-рого был Оккам (ум. ок. 1350). Торжество учения Оккама знаменует разложение С.

В переносном смысле С. называется бесплодное умствование; знание, основанное на формальном изучении предмета, оторванное от жизни, начетничество.

СХО’ЛИЯ (греч.)—объяснительное примечание к тексту древнегреческих и латинских авторов, встречающееся в древних рукописях.

СЦЕ'НА (греч.)—1) часть театрального помещения перед зрительной залой, где разыгры-і вается театральное действие и выступают ак-

I теры. 2) Отдельная часть действия (акта)

і театральной пьесы (иначе явление).

СЦЕПКА — приспособление для спепления между собой ж.-д. вагонов и локомотивов,





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.