675 ТАВТОЛОГИЯ—ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 576

Екатерины II князя Г. А. Потемкпна-Таври-ческого. С 1906 Т. д. был местом заседания Гос. .думы. В начале Февральской революции 1917 в Т. д. помещался Временный к-тет Гос. думы, ■буржуазное Временное пр-во, а также Петроградский совет рабочих п солдатских депутатов. Здесь 17 (4)/ІѴ 1917 В. И. Ленин выступил с докладом «О задачах пролетариата

в данной революции» («Апрельские тезисы») на собрании большевиков, членов Всероссийской конференции Советов рабочих и солдатских депутатов. 5—6/1 1918 в Т. д. происходило единственное заседание учредительного собрания, которое, отказавшись признать великие завоевания Октябрьской социалистич. революции, было распущено советской властью. В Т. д. происходили 3-й Всероссийский съезд •советов и VII съезд большевистской партии.

ТАВТОЛО'ГИЯ (греч.)—определение, высказывающее в иной форме уже содержащееся в определяемом слове (старый старик).

ТАГАНРОГ—город в Ростовской обл., порт на •берегу Таганрогского залпва Азовского моря; ж.-д. станция; население выросло с 86,4 т. ч. в 1926 до 188,8 т. в 1939- Крупный центр •металлообработки и машиностроения (заводы: «Красный котельщик», «Красный гидропресс», металлургический з-д «Сталь»); развито судо-.строение. Имеются крупные кожевенные з-ды,

■ обувная ф-ка; производство стройматериалов; мельницы, макаронная ф-ка, рыбный з-д и др.; рыбные промыслы. В Т.—Институт механизации с. х-ва. Т.—родина А. П. Чехова.

ТАГИЛ—река в Свердловской обл., правый приток Туры. Берет начало на вост. склоне Уральских гор. Длина 422 км.

ТА ГО'Р (правильно Т х а к у р), Рабиндранат (р. 1861)—выдающийся индийский поэт и философ. Творчество Тагора охватывает ок. .100 томов и крайне разнообразно. В своей ли-,    рике Т. часто использует на-


t родные песни («Садовник», «Дары любви»). Его драмы большей частью написаны на сюжеты древнего индийского эпоса. В новеллах п романах («Дом и мпр», «Крушение» и др.) Т. реалистически изображает современную угнетенную Индию. В публицистических работах («Дорога к усовершенствованию», «Национализм», «О религии» и др.) нашло выражение пацифистское мировоззрение Т., к-рый, сочувствуя угнетенным народным массам Индии, однако, выступает против революционных методов борьбы. Т.

пишет на живом восточном наречии бенгальского язьйса. После поездки по СССР (1929)Т.

, выступил с рядом статей, в которых отметил

I рост советской культуры и благосостояние

І трудящихся СССР в отличие от бедственного по-[ ложенпя народов Индии. В 1938 выступил против захватнической войны Японии в Китае. Многие произведения Т. переведены нм самим на англ. язык, с английского они переведены на русский п др. европейские языки.

ТАДЖИКИ—народ иранской языковой группы, основное население Таджикской ССР. Общая числ.—св. 21/, млн. ч. Из них в СССР числилось 981 т. ч. (1926); в Афганистане Iі/,млн. чел.; в Синьцзяне (Китай)—30 т. ч.; в Таджикской ССР составляют 71,6% нас., в Горно-Бадахшанской авт. обл.—89,8%. Основное занятие—земледелие (хлебопашество) и скотоводство. См. Таджикская советская соц иалистиче-ская республика и др. соответств. статьи.

ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Истоки Т. л. восходят к периоду существования в Средней Азии рабовладельческого общества. У согдий-цев—одного из иранских племен,—являющихся историческими предками современного таджикского народа, с древнпх времен, еще до начала хр. эры, была письменность и, по сведениям древних исторических источников, богатая литература. Из нее до нас дошли лишь отдельные, преимущественно религиозные,тексты и отчасти деловые документы. В культурном творчестве персидского государства Ахеменидов (6—4 вв. до хр. эры) согдийцы, наряду с другими сред-не-азиатскимп иранскими племенами, сыграли значительную роль. Ряд исследований относит к Средней Азии создание Авесты, священной книги зороастризма. Известный цикл былин о богатыре Рустаме внесен в общеиранский эпос именно средне-азиатскими кочевниками саками. Литература на собственно таджикском языке начинается с конца 9 в. хр. эры. Дооктябрьский этап развития Т. л., протекавший в исторических условиях господства феодальных отношений, может быть разделен на два основных периода. Первый период—10—

15 вв., период т. н. классической литературы, когда исторические судьбы всех персоязычных народностей по обеим сторонам Аму-дарьи настолько тесно переплелись, что, не считаясь с формальным географическим признаком происхождения того или иного поэта из Хорасана или Мавераннаха (правой стороны Амѵ-дарьи), нужно считать классиков персидской литературы 10—15 вв.—Фирдоуси, Омара Хайама, Саади, Хафиза и др.—также и классиками Т. л. Второй период—16—19 вв., когда исторические судьбы персоязычных народностей разделились и разделилось и их литературное творчество. В этот период развитие Т. л. проходит в тесной взаимосвязи и взапмовлия-нпп с литературой узбекской. Родоначальником Т. л. признается поэт Рѵдеки—«царь поэтов»—прп династии Саманндов, имевшей своей резиденцией Бухару (род. в середине

9 в., умер в 941). По преданию, Рудеки написал миллион триста тысяч стихов, но дошло до нас всего несколько сот строк, говорящих

о высоком мастерстве поэта. В этот же период выделяется поэт Дакики (убит в 977). Да-кпки начал поэтическую обработку таджикоиранского эпоса. Из его произведений осталось лишь 1.000 стихов, вошедших затем в бессмертную поэму «Шах-намэ» гениального Фирдоуси (934—1027). Огромное значение в




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.