577    ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА    578

развитии Т. л. имеет крупнейший философ-вольнодумец, поэт и врач Абу Али ибн-Сина (980—1037), известный в Европе под именем Авиценны. Из поэтов 11 века необходимо упомянуть Насири Хисроу (1003—90) и Омара Хайама (1040—123). В произведениях Насири Хисроу слышны отзвуки народных движений против местной эксплоагаторекой верхушки, господствовавшего арабского халифата Абасидов и тюркских завоевателей, —движений, как это было обычно в средние века, облекавшихся в оппозиционно-религиоз-ную форму. Замечательно, что в предсмертных произведениях Насири Хисроу появляются атеистические нотки. Второй из упомянутых поэтов—Хайам,—автор известных четверостиший (рубайят), выражает в своих произведениях атеистические и материалистические мысли, сильно окрашенные в тона порою мрачного пессимизма, порою своеобразного гедонизма. Широко популярно в народе творчество Саади (1184—291), автора остроумных, дидактического типа сборников «Гулистан» и «Бустан», из которых первый написан прозой, перемежающейся стихотворными вставками, второй же представляет собой поэму. Афоризмы его приобрели в ряде случаев силу народных пословиц. На развитие Т. л. большое влияние оказало творчество великого азербайджанского поэта, писавшего на персидском языке, Низами Ганджеви (1141—203), выдающегося родоначальника романтического эпоса. Талантливым последователем Низами является Амир Хисроу (1253—325), живший в Дели, автор знаменитого собрания пяти поэм, называемых «Пяндж гяндж» («Пять сокровищ»), и ряда других художественных произведений. Замечательным поэтом 14 века является лирик Камол Худжанди (ум. 1390), современник знаменитого па- всей Передней Азии поэта Хафиза (1300—89). Из представителей второго периода дооктябрьского этапа Т. л. необходимо упомянуть популярного поэта

16 в. Мушфики, ставшего нарицательным героем народной сатиры Средней Азии, рисующей его смелым остряком, беспощадно высмеивающим власть имущих и прожорливое духовенство, Саидо Насафи—автора художественных газелей и стихотворных басен, а также имевшего с конца 17 века большое влияние на дальнейшее развитие Т. л. выходца из Средней Азин, проживавшего в Индии поэта Бе-диль (1644—721). Стихи его, отличаясь глубоким философским содержанием, порою резкой критикой современных порядков, изложены, однако, в изысканно сложной, нарочито малопонятной форме. С середины 19 в. в Т. л. начинают все больше проявляться демократические тенденции, особенно в творчестве ученого астронома, прозаика и поэта Ахмада Калла (1827—97)—основоположника своеобразного таджикского «просветительства», критиковавшего деспотические нравы бухарского эмирата, обскурантизм духовенства. Буржуазнонационалистическое направление Т. л. начала

20 в., т. н. направление джадидизма, в литературном отношении не оставило сколько-нибудь заметного следа. Подлинную сокровищницу Т. л. представляет богатейший таджикский фольклор, включающий самые разнообразные жанры. Выдающимся образцом народного героического эпоса является «Гургули»—цикл песен, исполняемых певцами-музыкантами, о похождениях Гургули-шаха и его дружинников. Особенно широко распространены в народе формы лирических четверостиший — рубайят, сказки,газель—песня—и т. н. латифа—анекдот.

В результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции Т. л. достигает большого расцвета. Старейший деятель Т. л. писатель-орденоносец Садрэддин Айни является создателем таджикского романа. Его повесть «Одина», романы «Дохунда» и «Рабы» являются большими художественными полотнами, изображающими в реалистических красках жизнь-Таджикистана с начала 18 века по наст, время. Последние произведения его—«Смерть ростовщика» и др.—изображают борьбу старого и нового, рост таджикской советской молодежи. Крупнейшим пролетарским поэтом Таджикистана является орденоносец Лахути, своим монументальным произведением «Кремль» положивший начало расцвету таджикской советской поэзии. Из представителей молодого поколения необходимо упомянуть: рано умершего талантливого поэта Пайрава Сулеймани (умер 1933), поэтов-орденоносцев Турсун-заде, Де-хоти и Рахими, из прозаиков—Рахима Джа-лила, Икрами, Хакима Карпма и др. Впервые появился в Т. л. драматический жанр, представленный в частности в произведениях Улуг-заде («Шодмон») и других. Переводятся произведения классиков мировой и русской литературы. Большого расцвета достигло народное творчество: слагаются произведения народного эпоса, воспевающие героизм Красной армии в борьбе с басмачеством, победы на озере Хасан. Создаются новые песни, воспевающие великого Сталина и новую счастливую жизнь.

Лит.: Антология таджикской литературы, Сталина-бад, 1939 (на таджикском языке); Альманах таджикской советской поэзии «Гулистан» (на рус. яз.), Сталинабад, 1939; Бертельс Е., Литература народов Средней Азии, «Новый мир», М., 1939, кн. 6,7,9. И. Брагинский.

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА — включает в себя два основных стиля народного творчества таджиков: в горном Таджикистане сохранились песни и музыкально-инструментальные произведения, сложившиеся в весьма отдаленные историч. эпохи; в долинной части Таджикистана культивируются более развитые и сложные музыкальные формы, появившиеся в более позднее время.

Музыка горного Таджикистана имеет довольно простое строение (куплетные песни, вариационные инструментальные пьесы). Мелодика ее яркая, гибкая и выразительная, ритмика значительно развита. Разнообразны жанры таджикской народной песни и инструментальной музыки. Одним из характерных является жанр танцовальной песни. Большую ценность представляет музыкально-поэтический эпос горного Таджикистана—цикл героических народных сказаний о Гуроглы. Музыкальные инструменты горного Таджикистана: домра (щипковый инструмент), гыджак (смычковый инструмент), памирский рубоб (с плектром), тутак (свистковая флейта), дойра (бубен) и кайрок (каменные кастаньеты).

Музыка долинной части Таджикистана обладает более развитой ладовой системой, включающей и хроматизм, разнообразной ритмикой и метрикой (характерен «хромой» ритм—лянг: *U+3I*) и более сложной структурой произведений. Мелодика отличается большей эмоциональностью. Нередко используются тексты иранской и таджикской классической поэзии. Богатый муз. инструментарий сходен с узбекским.

На почве народного творчества возник и развился т. н. классический народный стиль Т. м.,



М. с. Э. т. X.

19




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.