581    ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА    582

Народы Бактрии и Согдианы до иранского завоевания (6 в. до хр. э.) находились на уровне первобытно-общинного строя. В последующие столетия происходит разложение первобытнообщинного строя на основе широкого применения родовой знатью труда рабов. В 6 в. до хр. э. Бактрия и Согдиана были завоеваны иранским государством Ахеменидов. В 4 в. до хр. э. эти страны завоевал Александр Македонский. После распада его империи они находились под властью царей греко-македонской династии Селевкидов, а с середины

3 в. до хр. э. входили в состав греко - баКтрийского царства.

С 1 в. до 5 в. хр. э. Бактрия и Согдиана входили в состав т. н. Кушанского царства, известного также под названием Тохаристана, образованного пришедшими сюда массагето-скпфскимп племенами (в китайских источниках—юэ-джи). Через территорию этого царства шла оживленная торговля между Римской империей и Китаем. К периоду Кушанского царства относятся древнейшие памятники согдийской письменности и прекрасные образцы т. н. греко-буддийского искусства. В 5 веке «белые гунньг», или эфталп-ты, разгромили это царство. В 7 веке территория нынешней Таджикской ССР входила в состав Тюркского каганата. В 8 в. Средняя Азия была завоевана арабами. Под властью арабского халифата происходил процесс сращивания местной земельной и рабовладельческой аристократии с арабской аристократией. Чрезвычайно увеличены были поземельный и др. налоги,'усилилась эксплоатация крестьян, рабов и ремесленников. Арабское владычество сопровождалось рядом народных восстаний, из к-рых наиболее крупным было восстание под руководством Хакима ибн-Хаши-ма Муканны (776—783). В период арабского владычества продолжается процесс феодализации'Средней Азии. Ислам при арабах стал господствующей религией. Происхождение термина «таджик» относится ко времени арабского завоевания Средней Азии. Этот термин стал применяться к принявшему ислам коренному населению страны. Во 2-й половине 9 в. образовалось государство Саманидов с центром в Бухаре. Саманиды (местная династия, происходившая из окрестностей Балха), обособившись от арабского халифата, создали обширное централизованное государство. Период власти Саманидов отличался высоким развитием городов, торговли, ремесл, науки, литературы (см. Таджикская литература). К этому времени (10 в.) относится творчество поэта Абу Абдаллах-Рѵдеги. Везир Белами перевел с арабского на персидский язык «Всемирную историю» Табари. Труды в области философии и медицины Абу Али ибн-Сина (Авиценна) пользовались мировой известностью. При Са-манидах начал свою литературную деятельность автор знаменитой поэмы «ІПах-намэ»— Фирдоуси. В конпе 10 века тюрки разрушили государство Саманидов. Образуются гос-ва Газневидов и Караханидов. В середине 11 века юго-зап. часть владений Газневидов была завоевана сельджуками. В 12 в. власть над Средней Азией переходит к правителям Хорезма (хо-резм-шахам). В начале 13 века начинается завоевание Средней Азии, входившей в государство хорезм-шаха Мухамеда, татаро-монголами.

Долина реки Пяндж.


В 1220 татаро-монголы под предводительством Чингнз-хана завоевали Самарканд, Бухару, а в 1221 взяли Балх. Самарканд и мн." др. города были до основания разрушены полчищами Чингиз-хана. Современный Таджикистан был включен в состав Чагатайского улуса Монгольской империи. Против татаро-монгольского ига и местных феодалов неоднократно вспыхивали народные восстания, напр, восстание в Бухаре, руководимое ремесленником Махмудом Тараби (1238—39) и др. В 14 в. таджикский народ был под властью Тимура, создавшего обширное и мощное феодальное государство со столицей в Самарканде (1370— 14(6). В конце 15 и в начале 16 вв. хан Шейбани, возглавлявший узбекский племенной союз, покорил государство потомков Тимура и завоевал Среднюю Азию. В результате этого завоевания образовались два крупных узбекских ханства-— Хивинское и Бухарское. Господство узбекской феодальной знати в Средней Азии продолжалось до второй половины 19 в. Таджикский народ настойчиво отстаивал свою независимость. Некоторые таджикские владения в восточной горной части Бухары до конца существования Бухарского ханства оставались на положении лишь номинальной зависимости от него. Однако основная масса таджикского народа вошла все же в состав Бухарского ханства; таджики в Бухарском ханстве были на положении угнетенной народности. Бухарский хан (эмир) являлся неограниченным правителем и одновременно духовным главой гос-ва. Эмир правил прп помощи местной феодальной знати и мусульманского духовенства. Бухарское ханство делилось на ряд бекств, к-рые управлялись назначенными эмиром беками—наместниками. Таджикское население Кулябского, Дарвазско-го, Каратегинского и др. бекств группировалось в шахства во главе с представителями своей феодальной знати—ша.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.