637    ТАТАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА    63»

1867) и Шамсутдин Софи (1825—65). С середины 19 в. наметилось рационалистич. течение, представляемое Абдулнасыром Курсави (1783— 1813), Абдулжаббаром Кандалы (1797—860). В конце 19 века молодая татарская буржуазия начала борьбу против средне-азиатской религиозной схоластики, против суфизма и мистики, за европейскую культуру и науку. Эта борьба либеральной буржуазии против патриархально-феодального строя нашла свое выражение в борьбе джадидистов с кадими-стами. Из среды джадидов выдвинулись общественные деятели, делавшие первые шаги в создании научно-популярных книг на татарском языке, в собирании фольклора и т. д. (К. На-сыри, 1824—902). Эта литература, направленная своим острием против консервативного духовенства, идеализировала представителей новой буржуазии и нового духовенства [«Хи-самутдин Мулла» Мусы Аджпгита, 1886, произведения 3. Биги (1870—902), пьесы Г. Иль-яси, 1856, «Салима» Р. Фахрутдинова, «Студент и шакирд» Ф. Каримова п т. д.]. Начало 20 века ознаменовалось развитием буржуазно-националистического движения. Антимонархические тенденции были весьма неустойчивы и непродолжительны. Татарская буржуазная литература этого периода была в основном проникнута идеологией панисламизма и пантюркизма, религиозного реформизма и узкого национализма (произведения Г. Исхаки, Ф. Амирхана, Г. Рахима, Ф. Карима и др.). В период революции 1905 эти писатели заняли враждебную позицию к революционному движению п проповедывалн в своих произведениях идею объединения мусульман под флагом национальной буржуазии («Нищая» Г. Исхаки, «Фаткулла Хазрет», «Под праздник во сне» Ф. Амирхана и т. д.). В противовес этим буржуазным писателям на литературную арену выступил ряд демократически настроенных писателей, протестующих против капиталистической эксплоатации, разорения и обнищания широких слоев трудящихся. Революционные идеи наиболее сильно сказались в стихотворениях народного поэта Тукая (1886 — 913), поэта М. Гафури (1880—934), в рассказах и повестях Шариф Камала, пьесах Г. Камала (1892—931) и т. д. Их произведения отражали протест экспло-атируемых народных масс против буржуазного строя, нек-рые из них сумели подняться до отрицания всей существующей системы (Тукай—«Условия»).

В период революции 1905 выдвинулись писатели, выражавшие идеи освобождения пролетариата. Идея пролетарской революционной борьбы отражена в пьесе «Яш гумер» писателя-революционера Гафура Кулахметова (1881—918), принимавшего участие в революционной борьбе большевиков. В годы реакции татарская буржуазная литература была проникнута реакционными идеями, мистицизмом (стихи С. Рамеева), религиозной тематикой (Г. Рахим, Сунчалай, Думави). Пропо-ведывались идеи пантюркизма п панисламизма. Возникло реакционное романтико-спмволи-ческое течение (Г. Ибрагимов, Ф. Амирханов, Ф. Бурнаш, Н. Исянбет и др.). Переживания и чаяния широких угнетенных народных масс выражало татарское устное народное творчество. До Великой Октябрьской социалистич. революции собирание татарского фольклора носило случайный характер. Первые опыты в этом направлении были сделаны Каюмом. Насыри (1824—902) в его книге «Фавакихель-джеляся». Ряд сборников песен, пословиц и поговорок был выпущен также Бадиговым,. Тукай и др.; но систематизация материалов не носила научно-исследовательского характера. Наиболее распространенными жанрами татарского народного творчества являлись песни и байты. В народных песнях преобладали грустные мотивы, говорящие о бедности, о трудностях жизненного пути, о несчастной любви, вынужденной разлуке и др. В ряде-шуточных и сатирических песен высмеивалось духовенство и богачи. Темами для байтов-служили реальные события—Русско-японская война, первая мировая империалистич. война 1914—18 («Байт о потонувшей Гейше», «Байт

о Шамси-Камале», «Байт о касимском купце-Ибрае» и т. п.). Многие байты отражали протесты крестьян против эксплоатации помещиков п кулаков, стихийное крестьянское движение («Мужицкие байты», «Байт о погибших батраках», «Байт о Магдибай», «Байт о Мукаіг Кантон» и т. д.). Татарский фольклор насчитывает много сказок о волшебных силах (сказка,

о Шуляре, о батыре Мухе, о портном и т. д.), сказок, отражающих горькую долю женщины-татарки, и т. д. Самым популярным образом татарских сказок является хитроумный -газ» угнетенный, униженный бедняк, своей мудростью и хитростью побеждающий врагов. Татарский фольклор богат поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Имеются свадебные, плясовые и др. частушки («Эпипэ», «Башмагум» и др.).

После победы Великой Октябрьской социа-листпч. революции освобожденный от двойного гнета трудящийся татарский народ создал новые произведения—песни и сказания о героических походах Красной армии, о своих любимых вождях, о Ленине и Сталине, о счастьи освобожденного народа, о социалистич. строительстве в деревне и новом колхозном труде. После Великой* Октябрьской социалистич. революции писатели, враждебно настроенные к советской власти, эмигрировали за границу (Г. Ис-хаки), другие, оставшиеся в СССР (Ф. Амирхан, Г. Рахим, С. Рамеев, Дардменд, Ф. Керим), отошли от литературы. Наиболее-демократически настроенные писатели с первых же дней Октября перешли на сторону советской власти (М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал). Лучшие произведения М. Гафури (ум. в 1934) написаны в послеоктябрьский период; в них отражены рабские условия жизни трудящихся до революции и борьба советского народа под руководством коммунистич. партии за социализм («Черные лица», «Красная звезда», «Ступеньки жизни» и т. д.). Известный драматург г. Камал (ум. в 1933) написал ряд замечательных пьес о классовой борьбе в татарских деревнях. Ш. Камал в пьесах «Воронье гнездо», «Горы», «За туманом» показал революционную подпольную борьбу шахтеров до революции и победу социализма в СССР. В татарской лит-ре выдвигаются молодые талантливые писатели из народа. Творчество-наиболее выдающегося татарского советского-поэта Хадн Такташ (1901—31) отличается идейной и эмоциональной насыщенностью. Татарская советская литература развивалась в условиях ожесточенной классовой борьбы против враждебных элементов в нашей стране, представители к-рых проникали и в литера-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.