£39    ТАТАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА    640

туру. Имп была создана контрреволюционная литературная орг-ция «Джидиган», раскрытая в 1930. Разгром врагов народа способствовал быстрому росту татарской лит-ры, к-рая выросла идейно и художественно, выдвинув ряд талантливых сов. писателей (Н. Баян, М.' Максуд, Т. Гиззат, И. Туктаров, Ш. Маннур, А. Ерикеев, М. Джалиль, X. Замиль, М. Сад-рый, Худжи, И. Гази, С. Баттал и др.). В созданных ими произведениях отражается борьба трудящегося татарского народа за победу социализма, любовь к вождю народов т. Сталину, преданность идеям коммунизма, советский патриотизм. Следует отметить коллективное творчество татарских советских поэтов («Песня об Октябре», «Песня об орденоносном Татарстане»), посвященное великим победам социализма и Сталинской Конституции. В области перевода татарская лит-pa достигла больших успехов. Переводятся классики русской и западно-европейской литературы, а также выдающиеся произведения советской литературы.    ‘    М. Докалилов.

Музыка. Музыка поволжских татар теснейшим образом связана с народным бытом. Разнообразные по своей тематике татарские песни являются важным фактором народной общественной жизни. Содержанием многих песен являются события из повседневной действительности. Существует два основных типа песен: протяжные, главным образом лирические («Лесная девушка», «Осыпающийся цветок», «Холодный родник» и др.), и скорые— шуточные. Мелодика песен — четкая яркая и определенная. Один из видов протяжных песен основан на богатом использовании украшающих пассажей. Оенорной звукоряд татарской музыки—пятитонная гамма. Инструментальная музыка татар—преимущественно танцы. Народные муз. инструменты—гармоника и скрипка. Расцвет татарской музыки начался только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, обеспечившей широкое развитие татарской Музыки как в области народного музыкального творчества и самодеятельности, так и в области воспитания муз. кадров и создания муз. учреждений. В 1934 при Московской гос. консерватории была основана татарская оперная студия, которая подготовила кадры для национального оперного театра. В 1939 спектаклем «Качкын» ■(«Беглец») был открыт в Казани татарский гос. оперный театр. В последние годы выдвинулась целая плеяда молодых татарских советских композиторов: Н. Джиганов (автор опер «Качкын» и «Ирек»), М. Музафаров, Д. Файзи, 3. Хабпбулин, X. Ярулин, и ряд вокалистов: Н. Рахматуллина (лауреат 2-го всесоюзного конкурса исполнителей), С. Са-дыкова, А. Измайлова, Г. Кайбпцкая, М. Рах-манкулова, Ф. Насретдинов и др.

Театр. До Великой Октябрьской соцпали-•стич. революции татарский театр существовал лишь в виде бродячих актерских трупп. Расцвет проф. татарского театра наступает только после Великой Октябрьской социалистич. революции. В эпоху гражданской войны один за другим возникали театры, артисты которьщ активно участвовали в полит.-просвет, работе в Красной армии. Уже в 1919—20 на сцене татарского театра шли пьесы, отражающие классовую борьбу пролетариата. С 1921 существует Татарский гос. академич. театр в Казани. На базе этого театра возникли и развивались

I впоследствии рабочий художественный теати, оперно-музыкальная студия, ряд колхозносовхозных театров. В репертуаре Татарского академического театра, наряду с пьесами татарских и русских советских драматургов, ставятся также пьесы классической драматургии—Шекспира, Шиллера, Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского, Чехова, Горького. Татарский академич. театр рос под сильным влиянием Московского Художественного театра. В 1939 в Казани открыт первый Татарский оперный театр. За последние годы созданы татарские театральные коллективы в Астрахани, Караганде, Чкалове и в других городах СССР.

Искусство. Памятники татарской архитектуры (13—14 вв.) на городище древнего Булгара (Черная палата, Белая палата, руины мечети—так называемый Четырехугольник, минарет и др.) имеют характерные черты средневекового восточного зодчества. Орнаментация татарских каменных надгробий 15—17 вв. связывает узоры булгарскнх построек с народным творчеством последних столетий. В дореволюционном народном татарском зодчестве распространен тип зданий с двускатной крышей. Постройки украшались пилястрами, рустовкой и расписывались яркими красками. Широко известны татарские изделия из цветного сафьяна—производство, существовавшее уже в 16—17 вв. Ценные по художественным качествам вышивки исполнены шатком, гарусом, золотой и серебряной ниткой, имеют очень сочный по колориту и рисунку растительный узор. Разнообразны ювелирные изделия, украшенные тонкой чеканкой, сканью, цветными камнями и эмалью. Искусство живописи до революции существовало в виде миниатюр (т. н. шамаиль—духовное изречение, иногда украшенное рисунками). Развитие живописи начинается только после Велпкой Октябрьской со-циалпстпч. революции. В Татреспублике работает большой коллектив художников, создавших ряд интересных произведений: скульптуры Ахуна, картины И. Князева («Студенческие волнения в Казанском университете в 1887»),

Н. Сокольникова («Выступление т. Сталина перед избирателями Сталинского района»), В. Тимофеева (портреты т. Сталина), Аминова и др. Большой подъем за годы революции произошел также в области архитектуры и народного творчества. Павильон Татарской АССР на Всесоюзной с.-х. выставке, построенный по проекту архитектора Гайнутдинова, богато украшен произведениями нар. мастеров: вышивка с портретом Сталина, художественные изделия из цветного сафьяна и др.    б веймарн.

ТАТАРСКИЕ ЯЗЫКИ—общее название ряда языков, относящихся к системе ѵіѵуркских языков. В европ. части СССР к Т. я. относятся: языки казанских, касимовских, астраханских татар, мишарей, крымских татар (степных и южнобережных); в Зап. Сибири—язык тобольских, барабинских и других татар.

ТАТАРСКИЙ ПРОЛИВ —отделяет остров Сахалин от материка Азии. Северная часть Т. п. называется Сахалинским заливом; наиболее узкая часть Т. п. (ок. 7 км) наз. проливом Невельского. Часть пролива, прилегающая к устью Амура, называется Амурским л и м а и о м.

ТАТАРСКОЕ ИГО— угнетение татаро-монгольскими ханами-завоевателями покоренных ими народов в 13—15 вв. Т. и. тяготело над Русью, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Средней




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.