657    ТЕАТР—ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ    658

ТЕАТР военных дѳйстви й—территория,’ на к-рой во время войны развертываются и действуют вооруженные силы. В связи с операциями воздушного флота понятие «Т. в. д.» в наст, время значительно расширяется.

ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА, в Москве—возник из студии, основанной в 1914 актером и режиссером Моск. Художественного театра Е. Б. Вахтанговым. После Великой Октябрьской социалистической революции Вахтангов создал с группой своих учеников новую студию— Третью студню Художественного театра. Огромный успех имел спектакль студии «Принцесса Турандот» Гоцци (1922). В 1926 студия Вахтангова была преобразована в Т. им. В. Первые постановки Т. им. В. после смерти его основателя («Лев Гурыч Синичкин», «Марион де Лорм» и др.), отличаясь формальным мастерством, не имели, однако, идейной заостренности постановок Вахтангова. Постановкой «Виринеи» Сейфуллиной (1926) Т. им. В. обращается к советской тематике. Преодолевая уклоны к формализму («Гамлет», 1933), Т. им. В. дал ряд спектаклей высокого сценического искусства: «Разлом» Лавренева (1927), «Темп» Погодина (1930), «Егор Булычев и другие» (1932) и «Достигаев и другие» (1933) Горького, «Интервенция» Славина (1933). Одним из лучших спектаклей Т. им. В. является «Человек с ружьем» Погодина (1937), в к-ром впервые выдающимся актером Щукиным (ум. в 1939) был создан образ Ленина. В этих постановках^Чім. В. достиг больших результатов на пути к искусству социалистич. реализма. В составе театра—нар. артист Республики Симонов, засл. артистка Республики Мансурова и др. В 1923 и 1928 Т. им. В. совершил поездки за границу—в Берлин, Париж, Стокгольм и Ревель, сопровождавшиеся большим успехом.

ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА (до 1938 назывался Театр имени МОСПС) — сформировался в 1923 из передвижной труппы театрально-худо-жественного бюро МГСПС. С самого начала своей деятельности Т. им. М. строил репертуар по преимуществу на произведениях советских драматургов (Билль-Белоцерковский, Погодин) и писателей (Фурманов, Ф. Гладков, Никулин и др.). На сцене Т. им. М. впервые появились такие пьесы, как •«Шторм» Билль-Белоцерковско-го и «Мятеж» Дм. Фурманова, сыгравшие большую роль в формировании советской героич. драмы. Ддя стиля спектаклей театра характерна реалистичность, идейная целеустремленность, простота и лаконизм образных средств. Художественный руководитель театра с 1925— нар. артист Республики Любимов-Ланской.

ТЕАТР ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО, в Харькове—организован в 1920. Пройдя сложный путь развития, Т. им. Ш.стал одним из лучших театров УССР. Репертуар театра очень разнообразен. Кроме драматических пьес, театр ставит и музыкальные спектакли: «Наталка-Полтав-ка» И. Котляревского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского и др. К лучшим постановкам Т. им. Ш. относятся спектакли: «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Дай сердцу волю, ,    _    заведет в неволю» Кропив-

тический театр, оперно-балетный театр, театр массового действия. В Советском союзе сложился ряд специальных видов театра: театр для детей, театры юного зрителя, театры Красной армии, колхозные театры и др.


Продольный разрез Большого театра в Москве


(по эскизу Бове).    ницкого, «Богдан Хмель

ницкий» А. Корнейчука и др. Реалистическое искусство театра отличается ярко выраженным национальным своеобразием, близостью к народному искусству. В актерском составе театра находятся крупнейшие украинские артисты—народные артисты УССР М. Крушельницкий, И. Марьяненко и др. С большим успехом Т.им. Ш. гастролировал в Москве и в др. городах СССР.

ТЕАТР ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ—грузинский государственный драматический театр (в Тбилиси). Возник в 1922. В первые годы во главе-Т. им. Р. стоял известный грузинский режиссер К. Марджанов. Им был поставлен первый спектакль театра «Овечий источник» Лопе де Вега (1922) и др. Театр сыграл большую роль в освобождении грузинского театра от натурализма, националистических и формалистических влияний. Включение в репертуар театра революционных пьес советских драматургов: «Платов Кречет» Корнейчука, «Анзор» Шаншиашвили (переработка «Бронепоезда» Вс. Иванова), «Из искры» Дадпани и др., значительно подняло идейно-художественный уровень постановок. Театр дал яркие постановки и ряда классических пьес: «Разбойники» Шиллера, «Отелло» Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского и др. Ведущие артисты Т. им. Р.—народные артисты СССР А. Васадзе, А. Хорава, народный артист Грузинской ССР Г. Давиташвили н др. Театр неоднократно с большим успехом гастролировал в Москве. В 1936 Т. им. Р. был награжден орденом Ленина за выдающиеся успехи в развитии грузинской театральной культуры.

ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ, в Москве—существует с 1922; организовался на базе «Театра революционной сатиры» (1919—22). В первые годы для Т. р. характерны были постановки экспрессионистских пьес («Ночь» Мартинэ, 1922; «Разрушители машин» Э. Толлера, 1922, и др.), в к-рых сказывалось также влияние конструктивизма. Заслугу театра составляет упорная борьба за создание реалистического советского репертуара. Театр впервые поставил пьесы ряда авторов, ныне активно работающих в советской драматургии (Погодин, Ромашев, Файко и др.). Лучшие спектакли театра: «Мой друг» Погодина, «Улица радости» Зархи, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Правда» Корнейчука и др. Постановки пьес «Иван Болотников» Добржин-ского (1938) и «Павел Греков» Войтѳхова и Ленча (1939) знаменовали новый творческий подъем Т. р. В актерском составе театра — ряд






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.