679    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ    640

в «Людвиге Фейербахе» указывает, что основным вопросом всякой философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Сообразно решению этого вопроса философские учения разделяются на два основных лагеря— материализм и идеализм. Материализм в полном соответствии с данными естествознания за первичное берет бытпе (материю, природу), считая мышление продуктом развития материи, а идеализм, наоборот,—за первичное берет дух (мышление, ощущение и т. д.), считая бытие вторичным по отношению к духу. Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: в какой степени наши представления и понятия отражают окружающую действительность? Возможно ли познание мира? Этот вопрос о познаваемости мира нашим мышлением и стремилась решить теория познания.—В древней Грепнп «материалистическое мировоззрение было первоначально у греческих философов чем-то само собой разумеющимся» (Энгельс. Людвпг Фейербах, в кн.: Маркс н Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 651— 652, примеч.). Естественно поэтому, что здесь господствовала уверенность в том, что мышление способно верно отражать реальный, материальный мпр, существующий независимо от сознания. Стихийный первоначальный материализм древних греков (ионийская школа

6 в. до хр. э.) складывался в результате непосредственного чувственного созерцания природы. Но уже тогда материалисты древности, не довольствуясь показаниями органов чувств, стремились проникнуть в сущность вещей, стремились решить вопрос о роли разума в познанпи. Этот же вопрос занимал крупнейшего материалиста древности Демокрита (470—380 до хр. э.). Высказав гениальную догадку о том, что в основе всего лежат атомы и пустота, Демокрит пришел к выводу, что его взгляд на мир не может быть обоснован только показаниями органов чувств, что колоссальную роль в познании играет разум. Современники Демокрита софисты—Протагор (2-я пол. 5 в. до хр. э.), Горгнй Сок. 483—375 до хр. э.), используя учение Гераклита (ок. 530—470 до хр. э.) об изменчивости и всеобщей текучести бытия, в вопросах Т. п. делали неверный, ндеа-листич. вывод, согласно к-рому наше знание носит чисто субъективный характер. Глава идеалистич. лагеря античной философии Платон (428/7—348/7 до хр. э.) рассматривал чувственно воспринимаемый нами мир изменчивых вещей лишь как бледное и несовершенное отражение мира сверхчувственных вечных идей. Он оторвал чувственное познание от разумного, которое, по его мнению, только и способно дать нам истину. Идеалистическая теория познания Платона базировалась на его мистическом учении о бессмертии души. Познание, по Платону, сводится к воспоминанию о тех знаниях, к-рые душа приобрела во время пребывания в мире идей.

Аристотель (384—322 до хр. э.), несмотря на свой идеализм, в вопросах теории познания обнаруживает значительные колебания в сторону материализма. Его замечательный трактат «О душе» представляет попытку глубокого per шения проблемы познания. Аристотель признает материалистич. тезис, согласно к-рому объект познания находится вне познаюшего субъекта. Он подчеркивает значение чувственного познания и отвергает сомнения софистов в объективности познания. Ленин пишет об Аристотеле: «Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мошь, объективную истинность познания-(Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 332). В эпоху средневековья, когда философия стала служанкой богословия, проблема познания решается в борьбе реализма с номинализмом. Идеалистич.решение проблемы познания у средневековых реалистов выражалось в том.что они, вслед за Платоном, считали общие понятия, «универсалии», реально существующими прежде вещей пли в самих вешах. В борьбе с ними номиналисты (а номинализм был первой зачаточной формой материализма в средние века) считали, что обшие понятия, «универсалии», суть только имена единичных вещей, что они возникают в уме человека после вещей, как результат абстракции. «Еше британский схоластик Дунс Скот спрашивал себя: „не способна' лн материя мыслить ?“» (Маркс н Энгельс, Соч., т. III, стр. 157). Возрождение научной и философской мысли, начавшееся в І6—17 вв., выдвинуло проблему источника, путей и средств познания на одно из первых мест. Огромные социальные сдвиги той эпохи содействовали необычайному росту технич. потребностей, а они, в свою очередь, стимулировали развитие научной и философской мысли, пробуждая интерес к исследованию природы, к конкретным чувственным вешам. В борьбе с церковью и схоластикой новая наука, естественно, нуждалась в новых путях познавательной деятельности. Поэтому все крупнейшие мыслители эпохп Возрождения (Леонардо да Винчи, Телезио, Д. Бруно, Кампанелла, Галилей) подчеркивали значение опытного, экспериментального изучения природы. Так, напр., для Галилея единственным критерием истинности идей является согласование их не с верой, но с разумом и опытом.

Родоначальником материализма буржуазной класснч. философии и вообще опытных наук нового времени выступил английский философ Фр. Бэкон (1561—626). «По его ученню, чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная н а у к а и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс п Энгельс, Соч., т. III, стр. 157). Продолжателями эмпиризма Бэкона являются Гоббс (1588—679) и особенно Локк (1632—704), к-рый дал обоснование принципу происхождения знаний и пдей из чувственного мира. Эмпиризм содействовал осуществлению тех задач, к-рые стояли в 17 в. перед наукой и были связаны с собиранием, накоплением, анализом и первоначальной классификацией материала. Поэтому представители эмпиризма подчеркивали значение опыта, индукции, анализа, сравнения и классификации. Знание было направлено прежде всего На единичные предметы, на их различение, на выявление особенностей, частностей, деталей, причем предметы и йвления рассматривались вне движения, вне всеобшей связи. Это и создало характерный для той эпохи метафизич. метод мышления. Увлечение анализом, индукцией приводило представителей эмпиризма к недооценке обобщающей деятельности разума. Пренебрежительное отношение к вопросам общего мировоззрения, к теории, заставляет эмпириков зачастую заимствовать обобщения у теологии, поповщины. Нек-рые из них склоняются к деизму (Локк), а крупнейший ученый этого пе




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.