681    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ    682

риода Ньютон признает божественный «первый толчок». Если английские материалисты 17 в. видели источник всех знаний о природе в чувствах человека, то Декарт, не доверяя чувствам, обратился к разуму и через его деятельность стремился достигнуть истины. Будучи рационалистом, Декарт считал разум единственным источником истинного знания. Спиноза, крупнейший материалист 17 в., в своей теории познания хотя и пользуется вслед за Декартом идеалистич. положениями (интуиция, идеали-стич. критерий истины), но в основном считает, что все содержание знания определяется единой материальной субстанцией — природой. Трактовка рационалистами деятельности разума, якобы независимого от опыта, приводила их к совершенно ошибочному игнорированию чувственного познания п роли опыта. Считая, напр., математику образцом научного знания, они в качестве истинных методов познания выдвигали логическую дедукцию, синтез, широкие обобщения. Грандиозные обобщающие гипотезы рационалистов 17 в. (Декарта, Спинозы, Лейбница) оказали большое влияние на научную и философскую мысль, а пх защита познавательной силы разума в противовес вере в сверхъестественное «откровение божие» сыграла прогрессивную роль. Таким образом и эмпиризм и рационализм в 17 в. явились попытками подойти к решению проблемы познания. При этом как рационализму, так и эмпиризму была присуща метафизич. ограниченность. Чрезмерное преувеличение роли чувств п ощущений вело эмпириков к игнорированию роли разума в процессе познания, к отказу от широких обобщений; идеалистическая линия эмпиризма, сенсуализма (Беркли, Юм) вела к субъективизму, солипсизму, агностицизму7. Чрезмерное преувеличение роли разума, оторванного от чувства и от реального мира, вело рационалистов к отказу от чувственного знания, к идеализму, мистике и т. д.

В 18 в. огромные успехи положительного знания позволили французским материалистам в эпоху подготовки буржуазной революции создать наиболее прогрессивную для того времени систему материалистической философии. Они считали, что единство мира состоит в его материальности и что связь нашего познания с действительностью осуществляется через посредство органов чувств. Разум рассматривался ими как некое универсальное чувство, к-рому присуща способность быстро п легко схватывать отношения между вешами. В распоряжении человека имеются три главных способа изучения: наблюдение природы, размышление п опыт. Наблюдение собирает факты, размышление комбинирует их, опыт проверяет результаты комбинаций. Метафизический материализм французских философов 18 в. установил зависимость мыслительной деятельности от внешнего опыта н утверждал, что содержание мышления зависит от реального мира. Однако вопрос о критерии истинности нашего знания, вскрытие действенной стороны познания, понимание роли практики и активного воздействия человека на природу—все эти вопросы были не под силу материализму того времени. Родоначальник классического немецкого идеализма И. Кант (1724—804) во второй период своей деятельности сделал вопросы теории познания главным объектом своего внимания. Вся предшествующая философия объявляется им догматической на том основании.

что она предварительно не исследовала познавательных способностей человека. По мнению Канта, критический анализ познавательных способностей должен предшествовать всякому философствованию. Проводя критический анализ познавательных способностей, Кант пришел к метафизич. отрыву мышления от реального мпра. Утверждая, что мир «вещей в себе» принципиально непознаваем, он встал на позиции ярко выраженного агностицизма. В то время как на самом деле познание соединяет природу и человека, у Канта оказывается, что познание разгораживает их. «Критикуя положение Канта и других идеалистов о непознаваемости мира и непознаваемых „вещах в себе“ ‘и отстаивая известное положение материализма

о достоверности наших знаний, Энгельс пишет: „Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой „вещи в себе“ приходит конец.(см. Сталин, Вопросы ленинизма,

11 изд., стр. 543). Для философии Канта характерен глубокий разрыв между теорией no-знання, логикой и онтологией. Логику Кант рассматривает как учение о чистых формах мысли. Т. п. у Канта приводит к отрицанию связи между мышлением и внешним миром; она отрывается т. о. от логики и онтологии.

Философское учение Канта было подвергнуто сокрушительной критике завершителем классич. немецкого идеализма Гегелем (1770—831). Опровергнув агностицизм Канта, Гегель пришел к идеалистич. отождествлению мышления и бытия. Природу он рассматривал как инобытие духа. Однако огромной заслугой Гегеля является то, что он впервые пытался исследовать формы человеческого мышления в их исторнч. развитии. Философия Гегеля, представляет собой грандиознейшую систему, которая стремится охватить всю историю развития человеческого познания, все отрасли науки. Правда, этот процесс развития знания рассматривался Гегелем как самопроизвольный процесс, не связанный с материальной практикой человека. Ценным в философии Гегеля было стремление доказать, что мышление п реальный мир подчинены одним и тем же диалектич. законам. Однако это положение Гегель развил на базе идеализма: реальный мир для Гегеля являлся продуктом творчества мышления, оторванного им от человека u превращенного в абсолют. Если у Канта теория познания, логика и онтология метафизически разорваны, то у Гегеля они отождествлены на базе идеализма. Идеалистические построения Канта и Гегеля были подвергнуты критике Фейербахом. Фейербах (1804—872) отвергает идеалистич. тождество мышления п бытия и провозглашает их единство, рассматривая сознание как продукт материи. Единственным источником познания Фейербах совершенно правильно считает наши органы чувств. Но разработка Фейербахом вопросов материалистич. теории познания не выводит его за пределы созерцательного материализма. Фейербах не смог понять значения материальной практики, активного воздействия человека на природу в процессе познания. Фейербаху и в Т. п. были свойственны основ-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.