765 ТОЛСТОЙ

скдзах «Заволжье», повестях и романах «Две жизни», «Хромой барин», «Неделя в Тюреневе», «Чудаки», «Приключения Растегина» и др.—Т. в сатирических тонах нарисовал реалистические картины распада и деградации дворянского поместья. Уже в этих произведениях определились особенности творчества Т. — его стремление к реалпстич. изображению жизни, связь с народностью, прекрасный язык. К произведениям, раскрывающим обреченность и разложение господствовавших - классов, относятся и пореволюц. рассказы и повести Т. о белых эмигрантах—«Рукопись, найденная под кроватью», «Иби-кус», «Черное золото» и др. Первое крупное произведение Т., написанное ґіослє Великой Октябрьской социалистической революции,—трплогия «Хождение по мукам». В романах «Сестры» и «Восемнадцатый год», составляющих первые две части трилогии, Т. широко и разносторонне изобразил революционные события этих лет. Уже в этом произведении ощущается стремление писателя охватить весь круг общественных явлений, вскрыть смысл историч. процесса. Эпические и героические тенденции, историзм, советский патриотизм с особенной силой сказались в произведениях Т. последних лет («Петр Первый», «Хлеб» и др.). Повесть «Хлеб» (1937) посвящена героической обороне Царицына. В этой повести, воспроизводящей один из героических эпизодов защиты революции, передающей пафос революц. борьбы, с большой художественной силой даны образы Ленина, Сталина, Ворошилова. Т. сумел показать, как люди из народа (Иван Гора и др.) поднимаются в революционной борьбе, превращаясь в передовых советских людей. Лучшим произведением Т. на историческую тему является роман «Петр Первый», монументальный исторический эпос, одно из крупнейших и популярнейших произведений советской литературы. В романе «Петр Цервый» Т. с исключительной силой художественного реализма раскрыл социальную сущность эпохи и историческое значение Петра I, всесторонне изобразил особенности быта и нравов этого времени, дал портреты современников Петра — Мен-пшкова, Лефорта, Вас. Голицына и др. Необычайно рельефно в романе показано бедственное положение крестьянских народных масс, выносивших на себе всю тяжесть реформ Петра I, не останавливавшегося перед «варварскими средствами борьбы против варварства» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 517). В романе изображен русский народ, утверждающий в героич. усилиях свое право стать наравне с Зап. Европой. Язык произведений Т.—простой, ясный и выразительный—достигает в романе «Петр Первый» исключительной яркости и колоритности. По роману создан замечательный фильм «Петр Первый». Т. известен как один из крупных советских драматургов («Заговор императрицы», «Касатка», «Любовь — книга золотая», «Путь к победе» и др.). Т.—большой художник, неуклонно идущий по пути социалистического реализма. Продолжая традиции рус. классич. литературы, Т. достигает в своих произведениях широкого охвата изображаемых событий, необычайной простоты и яркости повествования. Своеобразием сюжета и большой занимательностью повествования отличаются фантастические произведения Т.—повесть «Аэлита» (1924) и роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—26)—опыт советского приключенческого романа. Т. награжден орденом Ленина и орденом «Знак почета».

Соч. Т.: Собрание сочинений, т. I—XV, ГМ.— Л.], 1927—31, т. I—VIII, Л., 1934—36; Избран-дае повести и рассказы, Л., 1937; Петр Первый, кн. 1—2, 8 изд., Л., 1938; Хлеб (Оборона Царицына), Л:—М., 1938.

ТОЛСТОЙ, Дмитрий Андреевич, граф (1823— 1889) — один из крупных реакционных деятелей самодержавия. В 1865—80—обер-прокурор Синода и министр народного просвещения. В 1882—89—мин. внутренних дел, шеф жандармов и президент Академии наук. Введенным им положением о начальных народных училищах 1874 и уставом гимназий 1871 были ликвидированы школьные реформы 60-х годов. Т. усиленно насаждал церковно-приходские школы, превратил гимназию в так называемую классическую, схоластическую школу, ввел казарменную дисциплину для учеников, жестоко расправлялся с революционным студенчеством. Разработал университетский устав, уничтоживший автономию университетов. Вместе с Победоносцевым и Катковым возглавлял реакционную часть дворянства, стремившуюся к восстановлению крепостного права и отмене реформ 60-х годов. Почти уничтожил самостоятельность земства, сильно ограничил свободу печати драконовскими «временными» правилами 1882.

ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич (1828—910)— великий русский писатель, «гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 332). Родился 28/VIII ст. ст. в Ясной Поляне Тульской губ. в семье графа. Учился Т. под руководством гувѳрнеров-ино-странцев. В 1843 поступил в Казанский ун-т* сначала на восточный, потом на юридический факультет, к-рый не окончил. Бросив ун-т, Т. переехал в Ясную Поляну и занялся сельским х-вом, стремясь улучшить положение-свопх крестьян. В 1851 Т. поступил в Кавказскую армию, в 1852 получил звание юнкера. Первое напечатанное в «Современнике» в 1852 произведение Т.—«Детство»—сразу выдвинула его в ряды первоклассных русских художников того временп. Уже в ранних произведениях Т., как и в его дневнике (Т. вел его с 1847), проявляется убеждение в несправедливости крепостнических отношений, сознание ничтожности,, пустоты, лживости и лицемерия общепринятых форм жизни и морали дворянского общества. Гуманистические устремления Т. сказываются с особой силой в начатом им в 1852 «Романе русского помещика» (осуществлена лишь часть— «Утро помещика», 1852—56), где художник дал яркие картины крестьянской нужды, темноты и разорения. Повесть «Набег» (1852), написанная Т. на Кавказе, содержит проникнутый глубоким гуманизмом протест против войны. После возвращения с Кавказа Т. уезжает в Дунайскую армию, а оттуда в Севастополь, где принимает участие в защите крепости (1855). Написанные Т. в тот период. «Севастопольские рассказы» явились правдивой художественной хроникой севастопольских событий, проникнутой чувством национальной гордости за героизм защитников Севастополя.










Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.