767    ТОЛСТОЙ    768

Т. с большим мастерством показал высокое мужество, самоотверженность, бескорыстие, огромную нравственную силу русского народа. В то же время он беспощадно обнажил мелкий карьеризм, холодный расчет, зависть, идейное ничтожество командных верхов. Второй очерк, совсем было запрещенный цензурным комитетом, был напечатан с сильными искажениями. «Севастопольские рассказы», восторженно встреченные публикой, явились первым в русской литературе правдивым рассказом о войне. Чувство патриотизма в «Севастопольских рассказах» соединяется с гуманистическим протестом против ужасов войны, с сознанием ее бессмысленности.

В конце 1855 Т. приезжает в Петербург, входит в литературную жизнь столицы, участвует в заседаниях редакции «Современника». Т. уже тогда отрицательно относился к придворноаристократической верхушке дворянства и был решительным сторонником уничтожения крепостного права. Но в то же время ему были чужды взгляды революционных демократов, их программа революционного преобразования общества. Расхождение по коренным вопросам политики в конце-концов привело к разрыву Т. с «Современником». В 1857 Т. уехал за границу, был в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии, где провел в общей сложности около полутора лет. Жизнь Запада вызвала у Т. глубокое разочарование в европейской культуре, прогрессе, за внешним покровом к-рых Т. видел страшную нищету и бесправие трудящихся масс. Бессердечие и алчность жрецов бѵрж. цивилизации вызывают в нем глубокое отврашение и негодование. В замечательном произведении «Люцерн» (1857), до сих пор не потерявшем своей разоблачительной роли, Т. беспощадно срывает маски с бурж. цивилизации, с господствующих классов. По возвращении в Россию в 1861, в связи с ликвидацией крепостного права, Т. назначается мировым посредником, причем его деятельность вызвала недовольство среди местных дворян, обвинявших Т. в возбуждении в крестьянах враждебного отношения к помещикам. В эти годы Т. усиленно занимается педагогич. деятельностью в созданной им еще в 1859 школе в деревне, пишет статьи по педагогике, к-рые публикует в журнале «Ясная Поляна» (выходил с февраля 1862 по сентябрь 1862). После женитьбы на Софье Андреевне Берс Т. долгие годы почти безвыездно жил в деревне, где работал над своими величайшими произведениями, создавшими ему мировую славу. Здесь была'окончена начатая еще в 1852 повесть «Казаки» (1862), в которой Т., отвергая буржуазную цивилизацию, утверждает высший смысл жизни в слиянии человека с природой. Цельные, сильные характеры людей из народа в «Казаках» (Лукашка, Марьяна, Ерошка) противопоставлены внутренней опустошенности Оленина, питомца цивилизации, теряющегося перед силой непосредственных переживаний представителей народа. В рассказе «Три смерти» (1859) Т. выразил эту же идею о смысле жизни в непрестанном слиянии человека с природой. По мысли Т., чем дальше капиталистический прогресс, культура уводят человека -от природы, тем хуже для него, тем он несчастнее. В этих произведениях Т. нашло отражение глубокое влияние идей-Руссо. В 1862 Т. пишет повесть «Поликушка», основная идея которой—«деньги—зло».

С 1864 Т. принимается за создание своего шедевра—грандиозной художественной эпопеи «Война и мир» (1864—69), в которой, воссоздавая картину войны 1812, он показывает героическую борьбу русского народа с иностранным нашествием. В этом романе гений Т. развертывается во всей своей мопш. «Война и мир» поражает широтой исторического полотна, необычайной глубиной художественных образов, тонкостью психологии, анализа, простотой и безыскусственностью повествования, ярким изображением историч. событий, человеческих характеров, быта, необычайно выразительными картинами природы. Глубокая вера в народные силы, любовь к жизни, радостное ощущение ее полноты пронизывают «Войну и мир» так же, как и другие лучшие произведения Т. Вместе с тем через весь роман проходит мысль Т., что все человеческие поступки предопределены ‘неизвестной нам силой, ею предопределена и мировая история, что в историч. процессе человеческая личность бессильна. Однако этот исторический фатализм, столь сильно проявившийся в рассуждениях Т. о роли личности в истории, не помешал ему явиться в этом произведении великим художник ом-реалистом, создавшим яркие типические образы. Т. с гениальной проникновенностью создал реалистический образ Кутузова, замечательного русского полководца, понявшего единственно верный путь в борьбе русского народа с Наполеоном. Подлинным героем «Войны н мира» является русский народ, защищающий своей грудью родную землю от вторгнувшегося неприятеля. Т. сумел отразить глубокую жажду независимости русского народа, его ненависть к иностранному нашествию. Наряду с этим Т. разоблачает лживость и мерзость придворной жизни и жизни военно-аристо-кратич. знати, показывает ничтожество представителей высших классов, их неспособность управлять страной. Этой среде противопоставлены Андрей Болконский, Пьер Безухов, Мария Болконская, Наташа Ростова—люди исключительно богатой внутренней духовной жизни. Пьер и Андрей—одиноки в своей среде, они стоят значительно выше ее, чужды ее ничтожным, мелким интересам. Они—выразители заветных дум Т., его идейных исканий. Т. правдиво отразил в романе большие социальные проблемы, волновавшие передовую интеллигенцию, ее идейные конфликты, поиски новых, прогрессивных форм жизни. Болконский страстно ищет общественно-полезной деятельности, но в пределах существующего государственного строя не может ее найти. Пленительное очарование Наташи Ростовой—в подлинно общечеловеческих чертах этого характера, в чудесной простоте, в молодости, играюшей и переливающейся всеми цветами радуги. С огромной силой отразился в «Войне и мире» жизнеутверждающий оптимизм Т., его неукротимая жадность ко всему прекрасному, ко всему, что родит жизнь, что вносит в жизнь свет,, .теплоту, радость. Замечательный реалистич. образ солдата из крестьян Платона Каратаева отразил в себе черты, типичные для психологии, мироощущения патриархального крестьянства,—черты, особенно милые сердцу Т. Вот почему Т. объявляет Каратаева единственным носителем и выразителем «доподлинной» правды жизни. Сам Т., однако, далек еще в «Войне и мире» от тех выводов, к к-рым он впоследствии пришел в своей «Исповеди». Закончив




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.