769 ТОЛСТОЙ 770

роман, Т. снова занялся школьно-педагогич. работой, создал свою «Новую азбуку» (1871— 1872), распространившуюся в миллионах экземпляров, и написал свои первые народные рассказы. Т. как педагог явился крупнейшим представителем русской педагогики. Он дал яркую критику современной ему школы России и Запада. Протестуя против гнета царизма и церкви над школой, против схоластики и формализма, призывая к тому, чтобы народная школа строилась самим народом, Т., однако, выдвигал неправильные положения: он отрицал за взрослыми право воспитания ребенка, допуская лишь его обучение, чем укреплял основы неправильной теории «свободного воспитания»; в последние годы своей жизни Т. требовал, чтобы все воспитание детей было построено на началах новой, «очищенной» от обрядности и клерикализма религии. Наиболее ценными в педагогич. наследии Т. являются его работы в дидактической области и составленные им «Азбука» и четыре книги для классного чтения. Наряду с педагогпч. работой Т. вел большую работу по организации помощи голодающим в 1873—74. .

В 1869—73 Т. работал над собиранием и изучением материалов для романа из жизни Петра I. Оставив эту работу, он в 1873 приступил к роману «Анна Каренина» и закончил его в 1877. Художественное значение «Анны Карениной» огромно. В этом романе, так же как и в романе «Война и мир», читателя захватывают и поражают «широко написанные живые и яркие картины русской жизни во всех ее слоях, глубоко взятые, изумительно просто и правдиво рассказанные человеческие жизни, душевные переживания...» (Горький). «Анна Каренина» — величайшее произведение критического реализма. В этом романе Т. после «Войны и мира» сделал еще шаг вперед в критике господствующих классов, буржуазно-помещичьего общества. Трагедия Анны—это трагедия правдивой, честной натуры, чуждой лживой и лицемерной морали дворянско-буржуазного общества и погубленной им. Это трагедия человека исключительного обаяния, талантливого умом и сердцем, осужденного на гибель туйьш и жестоким светским обществом. В романе «Анна Каренина» Т. необычайно верно отразил особенности пореформенной экономики России. Перед героем романа Левиным остро стоит вопрос о социальной несправедливости; его мучает чувство социальной вины перед народом. В поисках жизненной правды Левин стремится достигнуть социальной гармонии путем самоограничения. Он приходит к полному отказу от каких бы то ни было попыток осмыслить, осознать разумом «значение сил природы и смысла жизни человеческой», он видит смысл жизни в возвращении к бесхитростной, непосредственной вере патриархального крестьянина. В образе Левина нашло свое выражение развитие глубокого духовного перелома Т., его переход к религиозному сознанию, к признанию «вечных» начал нравственной жизни.

Вслед за «Анной Карениной» Т. возобновил работу над начатым еще в 1863 романом «Декабристы», но скоро оставил эту работу, захваченный тем, что он впоследствии называл своим «кризисом». Он пишет «Исповедь» (1879—82), где дает обоснование своего нового религиозного учения, которое он мыслит как христианство в его «первобытной чистоте». «Борьба с крепостническим и полицейским государством, с монархией превращалась у него в отрицание политики, приводила к учению

о „непротивлении злу“, привела к полному отстранению от революционной борьбы масс 1905—1907 г.г.» (Ленин, Сочинения, т. XIV, стр. 401—402). Дальнейшая лит. деятельность Т. была направлена на защиту этого учения. . В свете этих своих новых религиозных и этических убеждений Т. подошел к постановке социальной проблемы. Он со всей страстью обрушивается на официальную церковь, на государство, собственность, городскую культуру, противопоставляя им «евангельское христианство», «каратаевскую» деревенскую анархическую безгосударственность (Толстой, Так что же нам делать?, 1886, и др.). Толстой приходит к отрицанию частной поземельной собственности как «основы» социального неравенства. Этот идеал Толстого, охарактеризованный Лениным как «феодальный социализм», отвечал стремлению крестьянства «смести до основания и казенную церковь и помещиков и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных н равноправных мелких крестьян» (Ленин, Сочинения, т. XII, стр. 333). «Критика Толстого потому отличается такой силой чувства, — писал Ленин, — такой страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в стремлении „дойти до корня", найти настоящую причину бедствий масс, что эта критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни среди городских „хитров-цев“ и т. д. Толстой отражает их настроение так верно, что сам в свое учение вносит их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, „непротивление злу", бессильные проклятья по адресу капитализма и „власти денег". Протест миллионов крестьян и их отчаяние—вот что слилось в учении Толстого» (Сочинения, т. XIV, стр. 405—406). Т. возвел в закон стихийность, бессознательность широких и политически отсталых масс крестьянства. Несмотря на то, что учение Т. содержало не мало критич. элементов, оно было «безусловно утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и в самом глубоком значении этого слова» (Ленин, Соч., т. XV, стр. 102). «С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления...; с другой стороны,—юродивая проповедь „непротивления злу“ насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок;— с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вешей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т.-е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины» (Ленин, Сочинения, т. XII, стр. 332). Эти отмеченные Лениным противоречия с особой силой выступили в таких необычайно ярких художественных произведениях Т. последних лет его творчества, как знаменитый роман «Воскресенье» (1889),


М. С. Э. т. X.

25



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.