771    ТОЛСТОЙ    772

драмы «Плоды просвещения» (1889), «Власть тьмы» (1886), «Живой труп» (1900) и повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—86), «Крей-церова соната», «Отец Сергий» (1898) и др. Роман «Воскресенье» наиболее рельефно н всесторонне отражает переход Т. на точку зрения патриархального, наивного крестьянства. В «Воскресенья» «вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства н завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс» (Ленин, там же) выступает с чрезвычайной яркостью и силой. В этом романе, где гениально изображены мрачные картины жизни трудящихся масс, особенно сильно зазвучал протест против общественной лжи и фальши. В создании целого ряда образов, замечательного образа Катюши Масловой, ее судьбы Т. достиг огромного непревзойденного художественного мастерства. 39-я и 40-я главы первой части романа, долгое время известные читателям только по спискам, представляли собой такую беспощадную критику церкви, что это послужило поводом к отлучению Т. С другой стороны, именно в «Воскресеньи» особенно наглядно вскрываются кричащие противоречия во взглядах и учении Т. Путь организации масс, путь революционной классовой борьбы, путь революционного свержения эксплоататоров для Т. неприемлем. Идеология толстовщины, непротивленчество, раскрывается перед нами в ходе рассуждений героя романа Нехлюдова. Нехлюдов мучается над вопросом: где же спасение от того страшного зла, которое торжествовало на его глазах? Выход, который нашел Нехлюдов, состоял в том, «чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять*. Свое учение Т., помимо указанных художественных произведений последних лет, изложил в ряде философских и публицистических произведений: «Критика догматического богословия», «В чем счастье», «О непротивлении злу», «Церковь и государство» (1882), «В чем моя вера» (1884), в т. н. народных сказках: «Чем люди живы» (1881), «Где любовь, там п бог» и мн. др., характерных, несмотря на проповедь всепрощения и пассивности, глубоким знанием народного быта, близостью к фольклору, необычайной простотой композиции. Сказка Т. «О Иване дураке и его двух братьях»—острая сатира на весь русский самодержавный строй. В своих работах «Что такое искусство» (1897) и «Шекспир» Т. приходит к отрицанию искусства испорченных цивилизацией высших классов. Стараясь осуществить в личной жизни свои идеи, Толстой становится вегетарианцем, отказывается от собственности на все свои произведения, написанные после 1881. Он выступает в защиту преследуемых царским правительством духоборов. Царское правительство неоднократно конфисковало нѳк-рыѳ произведения Т., к-рые долгое время печатались только за границей и ввозились в Россию контрабандным путем. Синод отлучил его от церкви (22/ІІ 1901). Во время революции 1905 Т., верный своему учению, выступил с резкой критикой революционных методов действия, призывал «к непротивлению», настаивая на том, что разрешение всех социальных проблем лежит в осуществлении земельного проекта Генри Джорджа и в следовании принципам «евангельского христианства».

Когда же после разгрома революции особенно участились смертные приговоры царских военно-полевых судов, Т. выступил с резким протестом, названным «Не могу молчать» (1908). Однако в этом своем протесте Т. продолжал осуждать не только царское пр-во, но и революционеров. В последнее десятилетне Т. написал ряд произведений, не напечатанных прн его-жизни: повесть «Хаджи Мурат» (1896—904), в которой наряду с блестящими картинами из жизни великосветского общества изображается ожесточенная борьба горцев за свою национальную независимость, рассказ «После бала> (1903), «Фальшивый купон» (1904) и др. 28/Х 1910 в результате разлада, к-рый тянулся долгие годы между Т. и большей частью членов его семьи, относившихся резко отрицательно к его учению, Т. оставил Ясную Поляну. 7/XI он умер на станции Астапово (сейчас «Лев Толстой») в. домике начальника станции.

Художественное творчество Т. вошло в сокровищницу русской и мировой литературы и принесло русской литературе мировую славу. «Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин, Соч., т. XIV, стр. 400). Мастерское умение Т. создавать широкие полотна, глубина и сила художественного изображения, необычайно тонкий анализ психологии героев не имеют себе равных во всей мировой художественной литературе. Изображение душевных переживаний людей тесно связано у Т. с мастерским изображением природы. Чернышевский подчеркивал особое умение Т. передавать процессы душевного роста, диалектику психических переживаний его персонажей. Для произведений Т. характерен краткий, сжатый, необычайно выразительный литературный язык. Творчество Т., гениального художника, поднимавшего в своих книгах важнейшие социальные проблемы, чутко откликавшегося на нужды народа, бичующего его эксплоататоров, всегда будет предметом любви и гордости советского читателя. Художественные произведения Т., писал Ленин, «всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов» (там же). Отбрасывая реакционную философию Т., советский читатель принимает как свое жизнеутверждающий оптимизм его творчества, его горячую любовь к жизни, к народу, к человеку, к природе.

Соч. Т.: Полное собр. соч., под ред. П. Бирюкова, 24 тт., М., 1913; Полное собрание художественных произведений, ред. К. Хала-баева и Б. Эйхенбаума, в 15 тт., М.—Л., 1927—30, Специально назначенный советским правительством комитет подготовляет полное собрание сочинений Толстого в Гослитиздате (98 тт.). К 1940 вышло 38 томов (не по порядку).

Лит.: Левин В., Статьи о Толстом, М., 1939; Плеханов Г., Соч., т. XXIV (статьи: «Отсюда и досюда», «Смешевие представлений», «Карл Маркс и Лев Толстой», «Еще о Толстом», «Толстой и природа»), М.—Л., 192'; Чернышевский Н., Полное собр. соч., т. II, СПБ, 1906 [статьи о соч. Л. Толстого: «Детство и отрочество», СПБ. 1856, и «Военные рассказы** СПБ, 1856]; Горький М., Портреты замечательных людей, М., 1936; его же, Собр. соч., т. XXII, Воспо-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.