827    ТРЕТЬИ ЛПИА—ТРЕФОЛЕВ    828

По новому закону участвовать в выборах в

3-ю Думу могли лишь липа не моложе 25 лет, имевшие определенный имущественный ценз. Избирательных прав были лишены женщины, учащиеся, военнослужащие, кочевые народы, а также батраки и беднота, не являвшиеся домохозяевами. По этому закону посылали одного выборщика: помещики—от 230 избирателей, промышленники, торговцы и домовладельцы—от 1.000, крестьяне—от 60 т., мелкая буржуазия городов—от 15 т., рабочие— от 125 т. Выборы были многостепенные. Закон еще больше урезал избирательные права окраин, населенных угнетенными национальностями. По третьеиюнъскому закону рабочие могли послать в 3-ю Думу вчетверо меньше депутатов, чем во 2-ю Думу. Помещики выбирали 51,3% всех выборщиков, число выборщиков от рабочих было сведено к 2,4%, число выборщиков от крестьян уменьшено вдвое. Этот закон обеспечил царизму в 3-й Думе подавляющее большинство помепшчье-буржуаз-ных элементов, вступивших в блок (третье-июньский блок) и целиком поддерживавших политику черносотенно-монархического режима.

ТРЕТЬИ ЛИЦА—лица, вступающие в производящееся гражданское дело либо с самостоятельными требованиями на предмет спора (главное вступление), либо в качестве посредников одной из тяжущихся сторон (побочное вступление и привлечение). Т. л. с самостоятельными требованиями вступают в дело путем предъявления иска на обпшх основаниях. Т. л.— посредники сторон—допускаются в тех случаях, когда решение по делу может создать для них права или обязанности по отношению к одной из сторон. Например покупатель вещи, к которому предъявлен иск об ее отобрании, привлекает на свою сторону в качестве Т. л. продавца спорной вещи в доказательство законности ее приобретения (см. ГПК РСФСР, статьи 167—172-а и соответств. статьи кодексов др. союзных республик).

«ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ» — название, применяемое германскими национал-социалистами по отношению к современной Германии; произведено от подразделения истории Германии на три периода, в к-рые она выступала как могущественное государство: первая империя периода средневековья, вторая империя, созданная Бисмарком в 1870, и третья империя—современная Германия.

ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА—название современной французской республики, созданной после свержения Второй империи. Первая республика—ГІ792—804,вторая—-1848—51 (см. Франция).

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ, Государственная Третьяковская гал-лерѳя в М о с к в е—художественный музей мирового значения, богатейшее собрание русской живописи, графики и скульптуры. Т. г. образовалась первоначально из собрания П. М. Третьякова (1832—98), начавшего коллекционирование около 1856. В 1892 собрание было передано вместе с собранием С. М. Третьякова Московской городской думе и превращено в музей.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Лениным в 1918 был подписан декрет о национализации Т. г.; за истекший период времени собрание художественных произведений увеличилось в 8 раз, здание расширено в 2'/а раза, значительно возросла посещаемость музея. В 1927 Т. г. посетили 253 т. чел., в 1936—832 т., а за первое полугодие 1938—полмиллиона человек.

В отделе древнерусского искусства Т. г. имеются замечательные памятники художественной культуры 12—15 вв.: знаменитая Владимирская икона, произведения крупнейшего русского художника 15 в. Андрея Рублева, Дионисия и др. В галлереѳ блестяще представлены также художники 18 и начала 19 вв.: Никитин, Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Тропп-нин, Иванов, Федотов и др. Наиболее полно представлено русское реалнстич. искусство 2-й половины 19 в., в частности Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан и др. Значительное место в экспозиции Т. г. уделено скульптуре: имеются произведения Шубина, Козловского, Антокольского, Трубепкого, Голубкиной, Андреева, Меркурова, Мухиной и др. Советское искусство представлено произведениями художников старшего поколения: Бродского, А. Герасимова, Грабаря. Юона, Бакшее-ва, Куприна, Богаевского, Лансере и др., и более молодого поколения: Ряжского, Дейнеки, Кукрыниксов (Куприянова, Крылова и Соколова) и др.

Т. г. уделяет много внимания научно-иссле-довательской и политико-воспитательной работе. Кроме выставок монографического типа (1937—38), Т. г. устраивает также выставки, посвященные определенному жанру искусства (например выставка нсторич. живописи в 1939), выставки современного искусства народов СССР (выставка грузинского искусства в 1937) и тематические выставки.

ТРЕУГОЛЬНИК—1) фигура, состоящая из трех точек (вершин Т.) и трех линий, соединяющих эти точки (сторон Т.). Обычно под словом «треугольник» понимают прямолинейный Т., сторонами к-рого служат прямые линии. Прямолинейные Т. бывают разносторон-н и е—не имеющие равных сторон, равнобедренны е—с двумя равными сторонами и равносторонние, или правиль-н ы е—с тремя равными сторонами. В зависимости от углов различают: прямоугольные— с одним прямым углом, остроугольные, у к-рых любой из углов меньше прямого, и тупоугольные—с одним тупым углом. Два последних класса Т. называются также косоугольными Т. Сумма углов прямолинейного Т. равна 180°, площадь равна половине произведения основания на высоту. Т., к-рый получится, если три точки, лежащие на сфере, соединить дугами больших кругов этой сферы, называется сферическим (см. Сферический треугольник, Тригонометрия). Сумма углов сферического треугольника больше 180°. 2) Ударный музыкальный инструмент, применяемый в оркестре. Представляет собой стальной прут, согнутый в виде равностороннего Т. При ударе стальной палочкой Т. издает звонкий высокий звук неопределенной высоты.

ТРЕФ0ЛЕВ, Леонид Николаевич (1839— 1905)—русский поэт. Родился в гор. Любиме Ярославской губ. в семье мелкого чиновника. Выступил в литературе в конпе 50-х гг. Т.— автор «Дубинушки», «Камаринской», «Песни

о Дреме и Ереме» и многих др. стихотворений, ставших популярными народными песнями. Революционно-демократическими идеями проникнуты такие стихотворения Т., как «Грамотка», «Воин Аника» и др. Т. принадлежат острые эпиграммы на царей, попов, цензоров




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.