ваниѳ Абдѵл-Меджида (1839—61); при серале существовало два больших оркестра—мужской и женский, в Константинополе процветала итальянская опера. Турецкий армянин Тигран Чухаджян (1840—*98) написал несколько оперетт в подражание французскому жанру; из них наибольшей популярностью пользовалась «Леблебиджи Хорхор Ага». Турецкая революция 1920, установившая буржуазно-демократический строй, вызвала подъём музыкальной культуры в стране. Началось собирание, публикация и изучение памятников национальной народной Т. м. В новой столице Анкаре организован симфонический оркестр. В Стамбуле создано общество турецкой музыки. Вместо прежней серальской консерватории в Стамбуле основана новая консерватория, в Анкаре—школа для подготовки учителей музыки. В последние годы выдвинулись молодые композиторы—Ахмед Аднан, Джемаль Решид, Ульви Джемаль.

895    ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК—ТУРИЗМ    896


ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК—принадлежит к системе тюркских языков. На нем говорит основное население Турции (Анатолии и Вост. Фракии), а также Александретского санджака (Сев. Сирия). В турецкой литературе т. н. средний язык с конца 19 в. вытесняет «высокостильный», пропитанный персидскими и арабскими элементами. Арабское письмо в настоящее время заменено алфавитом на лат. основе.

ТУРЕЦКОЕ ИСКУССТВО. Искусство турок-осман происходит от искусства тюркских народов. Оно получило развитие на почве Средней Азии, Ирана,'Южного Кавказа и Малой Азии. Турецкая империя достигла могущества в 16 в., особенно при султане Сулеймане Великолепном (1520—66). В столице Турции Константинополе в 16 в. быстро и пышно расцвело турецкое искусство, обогащенное переработанными пм иранскими и византийскими элементами; оно сохранило в орнаменте немало мотивов кочевого периода. В мало-азийской архитектуре 14—15 вв. появляются формы, не имеющиеся в сельджукской: крытый портал с колоннами и особый цилиндрический минарет. Мечети были трех типов: 1) центрические — Ешиль-джами (Изник, 1392) с большим куполом и притвором; 2) «корабельные», например Улу-джами (Брусса, 1421)—прямоугольная, разбитая столбами на квадраты с куполами над ними, и 3) крестовидные — Джёлиль-джами (Изник, 1402) с крестовидно расположенными помещениями. В Константинополе (Стамбул) сильно влияние архитектуры Византии с ее купольными конструкциями. Первая мечеть Мехмедие (1463—71) была выстроена на месте церкви. Своего апогея османское зодчество достигает в постройках знаменитого Сина-на (1489—578), создавшего в Константинополе Сулеймание (1550—56) и мечеть Михримы, в Адрианополе—мечеть Селима II (1567 — 74). Надгробные постройки (тюрбѳ) были восьмигранные (напр, тюрбѳ Сулеймана I и Шах-задэ Мухаммеда). Во дворцах и богатых домах развит павильон (вилла Кёшк). Типичен Чинли-Кёшк (1466)—четырехугольный, разделенный крестом. В 18 в. архитектурный стиль столицы получает распространение в провинции.

Скульптура у турок-сельджуков в Малой Азии (например в Конии фигуры летящих гениев) была очень слабо развита. У турок-осман она отсутствовала в силу запрета суннитского ислама. Живопись османская представлена в

15 — 16 веках главным образом миниатюрами, близкими к иранским и средне-азиатским; позже в них всплывают европейские черты. Огромного расцвета достигли прикладные искусства. Ткани (преимущественно бархат, затканный золотом и серебром) выделывались в Горуссе и Скутари в 16 и 17 вв. Их стилизованный цветочный и растительный орнамент встречается на изразцовых панно и хранит следы кочевнических традиций. Среди фаянсовых изделий 17 в. известны два основных типа: т. н. родосский и дамасский. Орнамент первого — цветочный, многокрасочный, с применением рельефа пз красного и желтого ангоба. Дамасский тип характерен синим, зеленым и фиолетовым орнаментом, без ангобной росписи. Крупным центром фаянсового производства являлся город Изник. Ковры были распространены уже у кочевников. Они служили для сиденья, совершения молитвы и др.* целей. Орнамент обычно сильно стилизован. Особенно отвлеченны по орнаменту ковры Анатолии и Ушака. Ушак и Кула были главными центрами производства в 16 и 17 вв. Металлические художественные изделия по технике близки к' иранским, по орнаменту—к турецким. Вооружение, особенно клинки, широко вывозилось. Резьба по дереву, инкрустация и обклейка костью и перламутром быти также сильно развиты. Изделия из кожи (упряжь, седла, чепраки) богато декорировались в 16 и 17 вв. драгоценными камнями. В отвлеченно-декоративном орнаменте большую роль играет искусство каллиграфии (буквы арабские). С упадком феодализма гибнет старое художественное ручное производство. В последней четверти 19 в.’ возникает живопись уже на европейских основах. В настоящее время в Турецкой республике развиваются станковая живопись, архитектура, и скульптура. В современном турецком искусстве преобладают западно-европейские стили.

Лит.: Gluck Н-, Ttirkiscbe Kunst, Budapest—Kon-stantinopel, 1917; его же, Die Kunst der Osmanen, Lpz-, 1923 (Bibliothek der Kunstgeschiehte, Bd 45); Diei E., Die Kunst aer islamtscben VOlker, В—N'euba-belsberg, 1922 (Handbuch der Kunstwissenschalt IBaud-

Ausg.]); Tha lasso A-, Tflrkische Kunst, P—В__L;

Ш а вр о в H., Ковровое производство в Малой Азии. Тифлис, 1902-

ТУРИ’ЗМ—организованные путешествия по интересным в к.-л. отношениях местностям. Виды Т. разнообразны—пешеходный, велосипедный, водный, лыжный, специально горный (см. Альпинизм) и др. Близость к природе, часто встречающиеся неожиданные трудности и даже опасности, смена интересных впечатлений, обилие новых знаний, получаемых в пути, и пр.—все это делает Т. ценнейшим средством повышения культурного уровня туриста, закаливания здоровья молодежи, воспитания настойчивости, выносливости, привычки к лишениям и др. качеств, важных в мирном быту и тем более в боевой обстановке. Несмотря на наши исключительные географич. возможности для развития Т. (Кавказ, Крым, Урал, Север, Сибирь, Алтай, Памир и т. д.), в дореволюционной России Т. был распространен мало. В СССР его массовое развитие началось с 1928— 1929. С мая 1930 орг-ция и руководство всем туристско-экскурсионным делом в СССР были объединены Всесоюзным добровольным об-вом пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), а с 1936—Туристско-экскурсионным управлением ВЦСПС. Советский Т. ставит себе задачей содействие социалистич. строительству страны путем общественно-политической работы и производственной пропаганды в пути,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.